Торг уместен?
Онкодиспансер провел закупку, участвовали в ней 3 компании. Одна из них предложила к поставке оборудование российского производителя.
Заказчик выбрал победителем другого участника – его цена была наименьшей, но он предложил компьютерный томограф иностранного производства.
По этой причине онкодиспансер прописал в контракте иные условия – цену снизили еще на 20%, или 10,8 млн. руб.
УФАС поддержало диспансер, а что же суды?
Тяжбы продлились три года.
Антимонопольная служба решила, что онкодиспансер правильно снизил цену контракта.
Поставщик оспорил это в суде.
В первой инстанции решение УФАС поддержали, но в апелляции его признали необоснованным.
Суд проверил происхождение товара, который предложил другой участник закупки. Речь шла о компьютерном томографе Revolution EVO. В регистрационном удостоверении аппарата было указано 4 места производства медизделия, одно из которых в России.
Суд решил, что томограф в России не производят и это иностранный товар, т.к. в Единый реестр российской радиоэлектронной промышленности российский производитель медизделия, который указан в регудостоверении, не включен.
Кассация тоже встала на сторону поставщика, а Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело.
После этого диспансер стал ответчиком по иску о взыскании убытков – тех самых 20%, на которые была снижена цена контракта.
Суд взял за основу обстоятельства, которые установили в предыдущем процессе, удовлетворил требования поставщика и взыскал 10,8 млн. руб. с онкодиспансера.
В решении указано, что правило о снижении цены контракта медучреждение применило ошибочно – все участники закупки предлагали томографы иностранного производства и оснований снижать цену контракта, которую предложил победитель, не было.
Апелляция оставила решение в силе, кассация жалобу диспансера отклонила.
Взыскали с заказчика и судебные издержки − почти 460 тыс. руб.
Суд признал, что незаконные действия заказчика по снижению цены контракта, установленные судом в другом деле, привели к убыткам поставщика.
Есть и другие мнения
Двумя годами раньше Арбитражный суд Центрального округа взыскал в пользу поставщика 2,4 млн. руб. убытков по тем же основаниям.
Один из участников закупки заявил о том, что предлагает программно-вычислительный комплекс российского производства, победила другая компания, которая предложила иностранный товар, и заказчик снизил цену контракта.
Но, как и в нашем деле, товары всех участников оказались иностранными.
Суд отметил, что аукционная комиссия учреждения не убедилась в достоверности сведений о месте происхождения всех предложенных товаров.
Но таких решений немного, в похожих случаях суды чаще поддерживают заказчиков.
Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отказал поставщикам во взыскании убытков по кейсам из Красноярского края и Иркутской области.
В Москве и в Саратовской области практика тоже складывается не в пользу поставщиков.
Как полагали суды, поставщики не доказали, что другие участники закупок предложили иностранный товар. Соответственно, действия заказчиков обоснованны. Еще суды отметили, что аукционная комиссия не обязана проверять достоверность сведений о производителях товаров, которые участники закупки указывают в заявках.
Комментарий эксперта Всероссийского союза пациентов и Национального аналитико-экспертного центра здравоохранения Алексея Александровича Федорова:
Ни организационно-правовая форма, ни форма собственности, ни виды деятельности сторон контракта не должны влиять на решение суда. Значение имеют только доказательная база и правильно сформированная позиция по делу.
Выводы
Подходы у судов в таких спорах разные, но при проведении закупок оборудования лучше проверить, действительно ли товар производится в РФ. Это можно сделать с помощью официальных реестров и других доступных данных.
Не стоит ограничиваться одним источником информации или документом, как это случилось в нашем деле.
Хотя суды и исходят из того, что доказать иностранное происхождение товара в споре должен поставщик, медорганизации нужно доказать обратное.
В противном случае есть риск понести существенные расходы − возмещение убытков поставщика и судебных издержек, а их сумма, как показывает наш пример, становится тем больше, чем дольше идет судебное разбирательство.
Комментарий эксперта Всероссийского союза пациентов и Национального аналитико-экспертного центра здравоохранения Алексея Александровича Федорова:
Минфин устанавливает условия допуска (ценовые преференции).
Условия допуска позволяли медицинским организациям получать дополнительную экономию при проведении аукционов за счет дополнительного снижения цены иностранной продукции.
С 1 января 2025 г. данный механизм видоизменяется и вместо снижения цены, предложенной поставщиком иностранной продукции, заказчики будут снижать (осуществлять условное снижение) на 15% цены, предложенной в заявке с отечественной продукцией, для целей ранжирования заявок.
При этом если заявка с отечественной продукцией после условного снижения окажется ниже цены в «иностранной заявке», то заключаться контракт будет с участником, предложившим отечественный товар, но не по той условно сниженной цене, которая была использована для ранжирования заявок, а по цене, фактически указанной участником закупки (без снижения).
Т.е. при наличии заявки с российским товаром по цене 1000 рублей такая заявка будет оцениваться как заявка с ценой 850 рублей (1000 – 15%), но контракт будет заключен по цене 1000 рублей. Таким образом, в следующем году могут увеличиться расходы медицинских организаций на закупки.
Применен пп. 1.3 п. 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н об ограничениях допуска иностранных товаров к госзакупкам.
При проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 20 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство.
Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11.05.2021.
См. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2022 по делу № А53-20714/2021.
пп. «в» п. 2 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н об ограничениях допуска иностранных товаров к госзакупкам.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2024 по делу № А53-4179/2023.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.05.2022 по делу №А14-15564/2020.
Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.03.2021 по делу № А33-19192/2020, от 16.02.2021 по делу А19-13239/2020 .
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2021 по делу № А40-131792/2020.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2024 по делу № А57-6452/2023.