Медики есть, медпомощь есть, лицензии нет
По результатам проверки медорганизации ТФОМС выявил нецелевое использование средств ОМС, выразившееся в следующих нарушениях:
- выплате зарплаты медсестре, оказывающей медпомощь в детском саду, при отсутствии лицензии по сестринскому делу;
- выплате зарплаты фельдшеру, оказывающему медпомощь детям в школе, при отсутствии лицензии по лечебному делу;
- оплате медпомощи в стационаре при отсутствии лицензии по терапии в условиях круглосуточного стационара.
На этом основании ТФОМС признал расходы нецелевыми. Однако медорганизация с таким подходом не согласилась и обратилась в суд.
Лицензия: нет и не надо
Суды трех инстанций поддержали медорганизацию, указав следующее:
- ТФОМС не оспаривал факт оказания медпомощи и не опровергал наличие у медорганизации квалифицированного персонала для ее оказания;
- медорганизация обязана оказывать медпомощь, иное – отказ в оказании медицинской помощи – противоречил бы ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- формальное отсутствие лицензии, без нарушения условий расходования бюджетных средств, не имеет правового значения. Требование о наличии лицензии имеет значение при решении вопроса о соблюдении медорганизацией лицензионного законодательства;
- согласно действующим законам отсутствие у медорганизации лицензии не может являться единственным основанием для признания расходов нецелевыми, необходимо учитывать другие обстоятельства в совокупности.
О соблюдении лицензионных формальностей
В том, что расходы на зарплаты медикам возмещаются из средств ОМС, сомневаться не приходится. Об этом нам говорит ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: в структуру тарифа на оплату медпомощи включены, помимо прочего, расходы на заработную плату.
А вот с лицензией на меддеятельность есть нюансы. Так, проверка использования средств ОМС проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 26.03.2021 №255н. Пункт 39.1 данного приказа указывает на необходимость проверки наличия у медорганизации лицензии на определенные виды деятельности для решения вопроса о целевом использовании средств ОМС.
Однако в решениях судов в рассматриваемом деле вообще не дана правовая оценка указанному положению, т. е. суды решили отступить от соблюдения «лицензионных формальностей», и такая позиция не нова.
Вывод судов о том, что отсутствия лицензии на определенный вид деятельности недостаточно для признания расходов нецелевыми и необходимо еще учитывать «иные обстоятельства в совокупности», вызывает резонный вопрос: что это за обстоятельства и как их нужно учитывать? На этот вопрос, увы, суды не отвечают. Но зато медорганизации могут рассчитывать на возмещение расходов на зарплаты и медпомощь, которая была оказана даже при отсутствии лицензии на такой вид медпомощи.
Отказ в оказании медпомощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи не допускается. За отказ в оказании медпомощи медорганизации и медработники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, в частности по ст. 124 Уголовного кодекса РФ за неоказание помощи больному.
Чтобы подтвердить обоснованность получения средств ОМС, проверяется, помимо прочего, наличие лицензии на право осуществления определенных видов меддеятельности, сроки ее действия и виды медпомощи и услуг, указанные в лицензии, и фактически оказываемые виды медпомощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медорганизацией на оплату за оказанную медпомощь.
Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2022 по делу №А05-11200/2021, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.01.2019 по делу №А45-41583/2017.