Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
10 мая 2022
2701

Тюрьма за ошибочное введение лекарства, или Об одном из самых резонансных дел США

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Тюрьма за ошибочное введение лекарства, или Об одном из самых резонансных дел США
Медсестру из США признали виновной в совершении халатных действий, приведших к смерти (criminally negligent homicide), и жестоком обращении вследствие непреднамеренного введения пациенту смертельной дозы парализующего препарата вместо седативного. Медицинское сообщество США опасается, что дело создаст прецедент и будет способствовать криминализации врачебных ошибок.

Дело о технической ошибке при выборе препарата и последующей смерти пациентки стало одним из самых резонансных «медицинских» дел в США – за ним следило все профессиональное сообщество страны. Оно стало первым в своем роде: обычно медицинские ошибки рассматриваются гражданскими судами или дисциплинарными комиссиями, но в этом случае действия медсестры, как утверждает прокуратура, выходили за рамки обычного несчастного случая или ошибки: она осознанно обошла встроенную систему блокировки для получения препарата через электронную систему выдачи.

Медицинские ошибки в США чаще всего относят к халатным деяниям (malpractice), что влечет за собой наступление гражданской ответственности. Общий закон о халатности устанавливает требования к лицам, обязанным соблюдать осторожность в отношении иных лиц для предотвращения нанесения последним вреда или ущерба.

Однако медицинская ошибка может стать и уголовным преступлением, если повлекла серьезные последствия, например смерть пациента. Смерть пациента без умысла, но вследствие грубой неосторожности (criminal negligence или gross negligence) со стороны медицинского работника может считаться убийством по неосторожности. Уголовная ответственность в данном случае наступает при отягчающих обстоятельствах – грубом отклонении (или намерении отклониться) от профессиональных стандартов или нарушениях иных профессиональных норм.

Что произошло

В 2017 году Радонда Вот (Radonda Vaught), медсестра из штата Теннесси, принимала пациента, которому была назначена МРТ всего тела. Она должна была ввести пациенту перед процедурой успокоительное – препарат Versed. Радонда Вот ввела первые буквы названия препарата (“Ve”) в специальное электронное устройство для выдачи лекарств, но система не выдала препарат.

И тогда медсестра намеренно обошла строгую систему блокировки, что расширило выборку препаратов по заданному значению. Со слов медсестры, система запрашивала подтверждение выбора 5 раз, прежде чем выдать наконец препарат.

Однако вместо успокоительного Versed Радонда Вот достала Vecuronium (векуроний) – миорелаксант, оказывающий мощное парализующее действие. После введения этого препарата пациентка скончалась.

На медсестру после запроса прокурора было заведено сразу два дела – дисциплинарное и уголовное.

Дисциплинарное разбирательство

В рамках слушания дела, организованного дисциплинарной комиссией, медсестра признала свою вину в совершении ошибки. Защита также подчеркивала, что ошибка возникла вследствие сочетания двух факторов – большой загруженности медиков и медленной работы электронного устройства для выдачи лекарств. Именно из-за этого некоторым медицинским работникам – а не только Радонде Вот – приходилось «обманывать» систему блокировки. Медсестра рассказала, что в обход системы блокировки лекарства получали многие сотрудники и это происходило каждый день, так как технические сбои были очень частыми, выдача лекарств постоянно задерживалась, и зачастую невозможно было быстро получить препарат без такого нарушения правил. Это подтвердили другие сотрудники клиники.

В рамках дисциплинарного разбирательства медсестру лишили лицензии на осуществление профессиональной деятельности.

Уголовное дело

Аргументы обвинения

Аргументы защиты

1. Вместо МНН медсестра ввела торговое наименование препарата, что препятствовало поиску препарата в системе.

2. Медсестра неоднократно проигнорировала всплывающие окна с подтверждением выбора препарата. Также она проигнорировала надпись на крышке пузырька «осторожно, парализующее вещество»

Ошибка является следствием технических особенностей электронной системы выдачи препаратов и сбоев в ее работе, которые препятствовали выдаче нужных препаратов. Данный фактор фактически принуждал медицинских работников прибегать к способам обхода системы

Ввиду этого действия медсестры выходят за рамки определения несчастного случая и ошибки. Действия медсестры носили характер грубого нарушения профессиональных стандартов, что привело к смерти пациента

Ввиду этого действия медсестры не могут рассматриваться как сознательное преступное деяние, повлекшее смерть пациента

В марте 2022 года суд признал медсестру виновной в совершении неумышленного деяния, приведшего к смерти пациента (criminally negligent homicide). Данное деяние наказывается ограничением свободы от 1 до 6 лет. Оглашение приговора назначено на май 2022 года.

Прецедент создан, что дальше?

За делом медсестры Радонды Вот следило все медицинское сообщество США. Профессиональные ассоциации говорят, что из-за решения суда по этому делу медицинские работники сильно подавлены (а они и так уже истощены борьбой с пандемией). Теперь медицинские работники в США опасаются, что любой их них может попасть за неумышленную ошибку в тюрьму, как Радонда Вот: в США действует прецедентная система права, и на основании данного дела впоследствии могут быть приняты аналогичные решения по другим делам о медицинских ошибках.

Регулирующие органы со своей стороны беспокоятся, что теперь медицинские работники будут бояться сообщать о своих ошибках, что закономерно скажется на безопасности всей системы здравоохранения. Ранее, в апреле 2016 года, с целью сократить количество врачебных ошибок, приводящих к смерти или серьезному ущербу пациентам, Федерация медицинских советов (FSMB) выпустила официальное заявление «Обязанности сообщать».

Криминализация врачебных ошибок – одна из острых тем для всего медицинского сообщества. Зачастую врачам приходится принимать решения в цейтноте, когда совсем нет возможности проверить правильность своих действий. Как и в любой профессии, ошибки не исключены – но они, к сожалению, приводят к грустным и даже трагичным последствиям. Смерть в результате врачебных ошибок остается проблемой даже в передовых государствах. Так, США занимают 1-е место по глобальному индексу систем здравоохранения, по разным оценкам, в США ежегодно умирает от 98 до 250 тыс. человек. Однако в разных странах подход к определению ответственности за врачебные ошибки отличается.

Наш фонд готовит исследование о страховании в России профессиональной ответственности медицинских работников, в рамках которого будет проанализирован опыт зарубежных стран.

telegram protivrakaru

Понятие «грубой неосторожности» определяет ст. 2.02(2)(с) Примерного уголовного кодекса США (Model Penal Code). Небрежность (negligence) подразумевает, что лицо не предвидит негативных последствий своего поступка, хотя должно было при сложившихся обстоятельствах осознавать рискованность своего поведения. Это поведение противопоставлено легкомыслию (recklessness). В случае легкомыслия лицо знает о необходимости соблюдать правила, но грубо уклоняется от этого, рассчитывая на ненаступление негативных последствий.

Примерный уголовный кодекс США является общепринятым (он обобщает судебную практику: кодифицирует преступления и определяет ответственность), хотя в США законодательство и различается в разных штатах, а система права основана на прецедентах, т. е. суды руководствуются предыдущими решениями по аналогичным или похожим делам, а не специальными нормативными актами, как в России.

Отметим, что идентичные по смыслу определения «легкомысленности» и «неосторожности» дает ст. 26 «Преступление, совершенное по неосторожности» УК РФ.

Электронное устройство для выдачи лекарственных препаратов – это компьютеризированное устройство, которое предполагает выдачу препарата посредством поиска по наименованию лекарственного препарата. Выдача препарата сопровождается всплывающими окнами с подтверждением и предупреждениями. Подразумевается, что система выдает только один конкретный препарат согласно запросу. Однако существует возможность «обойти» систему и разблокировать доступ к нескольким препаратам.

Данное заявление обязывает медработников, врачей, медицинские организации и органы здравоохранения предоставлять государственным медицинским комиссиям информацию (отчеты) о безопасности пациентов, ухудшении здоровья врачей и профессиональных проступках. Это сделано, чтобы наладить отчетность и обмен информацией, а также выявить недостатки в системе здравоохранения.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все