Требование о возврате цены = отказ от договора
Пациентка требовала в суде расторгнуть договоры (в количестве четырех штук) на предоставление платных медицинских услуг стоимостью чуть более 550 тыс. руб. Также она требовала взыскать с клиники денежные средства за некачественно оказанные услуги в размере сумм, перечисленных по данным договорам.
Однако суд не усмотрел правовых оснований для расторжения заключенных между сторонами договоров. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП) предусматривает право потребителя отказаться от исполнения договора об оказании услуг.
Согласно ст. 29 ЗоЗПП, существует только два основания, при которых пациент вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денежных средств:
- если недостатки медуслуг не устранены в установленный срок либо
- если обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
В вопросе расторжения договора ясности меньше: четкой регламентации порядка расторжения ни ЗоЗПП, ни Правила предоставления платных медуслуг не содержат.
В делах с аналогичными требованиями в части расторжения договора позиция судов была несколько иной. Установив экспертным путем ненадлежащее качество оказанных услуг, суды признавали наличие оснований для расторжения договора и не рассматривали заявление требования о возврате цены в качестве отказа от договора. Таким образом, в судебной практике не сложилось единого подхода к вопросу расторжения договора.
Качественный – некачественный
Центральным в данной категории дел является вопрос качества оказанных медицинских услуг. Качество медпомощи обеспечивается, в частности, соблюдением установленного порядка ее оказания, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи. Им обязаны следовать все медучреждения, в том числе и частные.
В основу решения суда первой и всех последующих инстанций в описываемом деле легло заключение судебно-медицинской экспертизы. Перед экспертами были поставлены два вопроса: 1) качество оказания медицинских услуг, предусмотренных договором; 2) наличие/отсутствие у пациентки показаний и противопоказаний к проведению данных процедур.
Ссылаясь на клинические рекомендации «Другие атрофические изменения кожи», актуальные на 2021 год, экспертиза установила, что у пациентки имелись показания в виде возрастной атрофии кожи для проведения указанных процедур, а именно введения дермальных филлеров. Выбор врачей пал на препараты на основе полимолочной кислоты.
Однако клиника применила препараты вопреки противопоказанию в виде онкологического заболевания и не соблюла требования к схеме проведения процедур: кратности, количеству и срокам между инъекциями. Кроме того, в одну анатомическую зону вводились два препарата от разных изготовителей, не входящие в одну линейку препаратов. Допустимость и безопасность подобных действий на сегодняшний день не доказана научными исследованиями. Таким образом, клиника предоставила пациентке некачественные медицинские услуги.
Вне инструкции – вне игры
Таким образом, клиника использовала косметологические препараты офф-лейбл – в комбинации и режиме, которые отличаются от указанных в инструкции, и вопреки установленным в инструкции противопоказаниям.
С лета 2022 года действует Федеральный закон от 30.12.2021 № 482-ФЗ, согласно которому применение лекарственных препаратов офф-лейбл было включено в стандарты медпомощи (СМП) детям и в клинические рекомендации (КР).
В целях реализации данного закона Правительством РФ приняты следующие документы:
- распоряжение, определяющее перечень заболеваний, при которых возможно применение препаратов офф-лейбл;
- постановление, которое устанавливает требования к данным препаратам (вступает в силу с 1 сентября 2024 года).
Однако, несмотря на легализацию применения препаратов офф-лейбл у детей, на практике данные нормы заработают в полной мере только тогда, когда будут внесены изменения в соответствующие СМП и КР.
В отношении взрослых пациентов назначение препаратов офф-лейбл на сегодняшний день по-прежнему остается вне правового поля. В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», врачебная комиссия может назначать препараты, не входящие в СМП или КР при наличии медицинских показаний. Однако назначение лекарственных препаратов «вне инструкции» не входит в ее полномочия.
Подробнее с проблемой применения препаратов офф-лейбл можно ознакомиться в материале, специально подготовленном для печатного издания «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник».
Наличие противопоказаний: кто и как обязан устанавливать?
В представленной на исследование экспертам амбулаторной медицинской карте пациентки указывалось наличие онкологического заболевания. По данным официальных дистрибьюторов препаратов, введенных пациентке, среди противопоказаний к применению имеется указание на онкологию. При этом не уточняется, является ли противопоказанием только активный процесс или в том числе онкозаболевание в стадии ремиссии. Клиника, в свою очередь, заявила, что о наличии онкозаболевания ей стало известно только в суде.
Медорганизации частной формы собственности обязаны в своей деятельности руководствоваться требованиями приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 834н. В частности, данные об имеющихся у пациента диагнозах должны содержаться в медицинской карте. При этом назначение врачом противопоказанных препаратов является нарушением качества оказания медицинской помощи.
В свою защиту клиника заявила, что в ходе приема пациентка была проинформирована надлежащим образом и согласна на медицинское вмешательство. Ей предоставили всю необходимую и достоверную информацию о приобретаемых услугах. Во время проведения процедур и после этого пациентка ни на что не жаловалась, манипуляции перенесла хорошо.
Согласно регламентирующим документам, медицинские услуги предоставляются только при наличии информированного добровольного согласия потребителя (ИДС). При этом исполнитель обязан предоставить потребителю в доступной для него форме информацию, в том числе об используемых препаратах и медицинских изделиях, показаниях (противопоказаниях) к их применению. Однако вопрос корректности оформления ИДС не был предметом рассмотрения в суде.
Возмещение морального вреда
В вопросе возмещения морального вреда позиция судов в целом едина. Само по себе наличие дефектов медицинской помощи – это достаточное основание для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», суд удовлетворит требование пациента о компенсации морального вреда, даже если между возникшим у него заболеванием и действиями врача нет прямой связи. Достаточно будет того, что дефекты медпомощи косвенно способствовали наступлению нежелательного результата, но не были его первопричиной.
Компенсацию присуждают, даже если вред здоровью пациента не причинен, но недостатки в оформлении медицинской документации присутствуют, что нарушает права пациента как потребителя.
В данном случае суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, определив ее сумму с учетом требований разумности и справедливости.
Выводы
Во избежание ситуаций, связанных с применением противопоказанных пациенту препаратов, необходимо внимательно вести учетную медицинскую документацию. Перед проведением процедур, возможно, стоит предоставлять пациенту более подробную и развернутую анкету-опросник с перечнем противопоказаний к конкретному препарату, который планируется применять. В большинстве же случаев, как это бывает на практике, ИДС на проведение процедуры берется у пациента просто «для галочки». О неоднозначной судебной практике по ИДС можно прочитать здесь.
Сложившаяся судебная практика по вопросу возмещения морального вреда показывает, что суд в большинстве случаев встает на сторону пациента. Клинике же достаточно нарушить требования к качеству медуслуг – от дефектов оформления медицинской документации до нарушений клинических рекомендаций и стандартов оказания медпомощи. В связи с этим необходимо максимально внимательно относиться к их соблюдению. В этом материале можно узнать, сколько клиника может заплатить за моральный вред пациенту и его родственникам.
Утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736.
См., например, определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2023 по делу № 8Г-23691/2023[88-29158/2023]; определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2021 по делу № 88-7299/2021; определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2022 по делу № 88-28311/2022.
Сейчас действуют клинические рекомендации, утвержденные в 2023 году.
Федеральный закон от 30.12.2021 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”».
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».
Статья 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 36 Правил предоставления платных медуслуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736.
См., например, апелляционное определение Калининградского областного суда от 11.09.2019 № 33-1723/2019.
См., например, определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2022 № 88-15488/2022, апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2022 по делу № 33-609/2022.
С учетом требований ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».