Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

В России вступили в силу положения о лечении детей препаратами офф-лейбл

/
09.08.2023
10876

Лечение в двух стационарах и амбулаториях одновременно: вопросы законности и платности

Автор: «Факультет медицинского права»
Может ли пациент попасть на плановую госпитализацию в дневной или круглосуточный стационар в день выписки из другого медучреждения (другого структурного подразделения)? Возможно ли лечиться в дневном стационаре сразу двух медучреждений? Может ли пациент в период пребывания в дневном стационаре получать амбулаторную медицинскую помощь?
Лечение в двух стационарах и амбулаториях одновременно: вопросы законности и платности
Просим обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть неактуален частично или полностью на сегодняшний день.
Все из перечисленного возможно. Действующее законодательство не ограничивает пациента в получении им плановой медицинской помощи амбулаторно, в условиях дневного или круглосуточного стационара в день выписки из другой медорганизации или другого структурного подразделения той же медорганизации.

Госпитализация из одного стационара в другой в один день

Для госпитализации пациента в плановой форме требуется лишь направление лечащего врача. Отсутствуют какие-либо оговорки о недопустимости госпитализации в одну медорганизацию в день окончания лечения в дневном или круглосуточном стационаре другой медорганизации (другом структурном подразделении).

Таким образом, нет препятствий к госпитализации пациента в дневной или круглосуточный стационар в день выписки из другой медорганизации (другого структурного подразделения).

Лечение в двух дневных стационарах одновременно, а также получение амбулаторной медпомощи при лечении в дневном стационаре

Все вышеизложенное распространяется и на случаи лечения в дневном стационаре в двух медорганизациях одновременно – никаких ограничений на этот счет акты не содержат.

Аналогичным образом действующие нормативные акты не запрещают оказывать амбулаторную медпомощь пациенту, который проходит лечение в условиях дневного стационара.

Оплата лечения из средств ОМС

Госпитализация из одного стационара в другой в один день. Нарушениями, влекущими отказ в оплате медпомощи или уменьшения ее оплаты, являются:

  1. включение в реестр счетов медпомощи, оказанной амбулаторно, в период пребывания пациента в условиях стационара, кроме дня поступления и выписки из стационара, а также оказания медпомощи (консультаций) в других медорганизациях в экстренной и неотложной форме;
  2. включение в реестр счетов нескольких страховых случаев, при которых медпомощь оказана стационарно в один период оплаты с пересечением или совпадением сроков лечения;
  3. необоснованное представление в реестрах счетов случаев оказания медпомощи, оказанной в условиях дневного стационара в период пребывания в условиях круглосуточного стационара, кроме дня поступления и выписки из стационара, а также консультаций в других медорганизациях при экстренных и неотложных состояниях.

При этом первое и третье нарушения содержат оговорку: в день поступления и выписки из стационара допускается оказание медпомощи амбулаторно или в условиях дневного стационара. Однако такой оговорки нет во втором нарушении, посвященном пересечению или совпадению периодов лечения в нескольких круглосуточных стационарах.

Таким образом, госпитализация пациента в круглосуточный стационар в день его выписки из другого круглосуточного стационара будет считаться пересечением сроков лечения и оплачиваться по ОМС не будет.

Согласно Методическим рекомендациям Минздрава России в случае, если между последовательными госпитализациями перерыв составляет 1 день и более, то к оплате подаются два случая. При этом не допускается предъявление к оплате нескольких случаев в течение 30 дней, если перерыв между госпитализациями составлял менее 1 дня (дата начала следующей госпитализации следовала сразу за датой выписки после предыдущей госпитализации).

Соответственно, при повторной госпитализации для проведения лекарственной терапии пациенту с онкологическим диагнозом не допускается подача к оплате двух случаев, если перерыв составлял менее 1 дня или вовсе отсутствовал (как в рассматриваемом вопросе, когда в день выписки проводится следующая госпитализация).

Лечение в двух дневных стационарах одновременно. Менее очевидным с точки зрения оплаты по ОМС является одновременное пребывание пациента в двух дневных стационарах, поскольку нормативно и на практике этот вопрос однозначно не урегулирован.

Так, ФФОМС в письме от 22.02.2018 №835/30-1/1106 указал лишь на то, что при пересечении сроков оказания медпомощи в одной или нескольких медорганизациях амбулаторная помощь и пребывание в дневном стационаре не оплачиваются, если в тот же период пациент был на лечении в круглосуточном стационаре.

Тарифные соглашения по различным регионам в данном вопросе не отличаются единообразием. Например, в тарифном соглашении по Нижегородской области на 2022 год прямо предусматривалось, что в случае пересечения сроков лечения в дневных стационарах разных медорганизаций оплачиваются оба случая, которые затем подлежат медико-экономической экспертизе. Однако в тарифном соглашении данного региона на 2023 год данное правило уже отсутствует.

Тарифное соглашение по Ростовской области за 2023 год указывает, что при пребывании пациента в дневном или круглосуточном стационаре не должна считаться нарушением подача на оплату случаев этапного лечения данного пациента в дневном стационаре другой медорганизации по поводу вирусного гепатита С и при злокачественном новообразовании с применением противоопухолевых препаратов в условиях дневного стационара медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь по профилю «онкология».

Таким образом, из-за отсутствия прямого запрета или дозволения на параллельное оказание медпомощи в двух дневных стационарах регионы решают данный вопрос по своему усмотрению. В основном при разработке тарифных соглашений они склоняются в сторону допустимости параллельных дневных стационаров, порой ограничивая их некоторыми условиями (к примеру, видом заболевания, по которому проходит второй дневной стационар, как это сделали в Ростовской области).

Тем не менее регулятор в исключениях из ранее упомянутых первого и третьего нарушений однозначно допускает параллельную медпомощь в иных медорганизациях при наличии неотложных или экстренных показаний, хотя данное дозволение и не указывается напрямую для ситуаций с двумя дневными стационарами.

Амбулаторная помощь при лечении в дневном стационаре. Оплата плановой амбулаторной помощи пациенту, проходящему лечение в условиях дневного стационара, в настоящий момент регулятором не ограничена. Судебная практика по данному вопросу отсутствует.

До вступления в силу приказа Минздрава России №231н действовал приказ ФФОМС 28.02.2019 №36, в соответствии с которым включение в реестр счетов амбулаторных посещений в период пребывания пациента в дневном стационаре являлось нарушением и грозило клинике отказом в оплате амбулаторной медпомощи по ОМС, за исключением случаев, когда амбулаторная помощь (консультация) оказывалась в иной медорганизации. Сейчас такой нормы нет.

В любом случае не вызывает сомнений возможность оплаты амбулаторной медпомощи при наличии неотложных или экстренных показаний и при оказании такой помощи в день госпитализации или выписки из дневного стационара.

telegram protivrakaru

Пункты 17–20 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 02.12.2014 №796н. Аналогичные нормы, предусматривающие лишь обязательное наличие направления для госпитализации в дневной стационар, содержатся в п. 21 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздрава России от 15.05.2012 №543н. Отсутствуют ограничения и в Порядке оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденном приказом Минздрава России от 19.02.2021 №116н.

Приложение №5 к приказу Минздрава России от 28.02.2019 №108н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования». Аналогичные положения содержит приказ Минздрава России от 19.03.2021 №231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения».

Стоит отметить, что использование понятия «консультация» в данном случае видится некорректным. В случае с амбулаторной помощью в период стационарного лечения используется формулировка «медицинская помощь (консультация)», в связи с чем не видится оснований для ее сужения до «консультации» применительно к дневному стационару.

Письмо Минздрава России от 26.01.2023 №31-2/И/2-1075 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» (п. 11 приложения №9).

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все