Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
21.07.2022
3398

Вопрос о получении препаратов из перечня ЖНВЛП для сопроводительной терапии (филграстима) в Москве

Автор: «Факультет медицинского права»
Где получать препараты из перечня ЖНВЛП для сопроводительной терапии (филграстим) в Москве?

Вопрос о получении препаратов из перечня ЖНВЛП для сопроводительной терапии (филграстима) в Москве

Просим обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть неактуален частично или полностью на сегодняшний день.

В редакцию поступил вопрос от пациента: «Я получаю лечение в Москве, но прописан в другом регионе. Полис ОМС с печатью – Москва, закреплен за московскими поликлиникой и онкодиспансером. В выписке из НМИЦ Блохина указали, что я должен получать препараты по месту жительства (лейкостим и аналоги). Где я имею право их получать? В онкодиспансере сказали, что лекарства должны мне выдавать в Блохина, а в Блохина говорят – в онкодиспансере».

Разные документы – разные основания

Чтобы точно и категорично ответить на вопрос пациента о том, где он может бесплатно получить лейкостим (МНН филграстим) – в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина или в онкодиспансере, – у нас недостаточно данных. Поэтому ниже мы опишем все случаи, в которых пациент может получить препарат. Возможностей для этого много, но способы отличаются.

Необходимо учитывать ряд обстоятельств:

  • что за диагноз у пациента, в рамках лечения какого онкозаболевания препарат назначен, входит ли он в соответствующие клинические рекомендации и стандарты;
  • в каких условиях должно осуществляться лечение препаратом (амбулаторно или стационарно);
  • есть ли у пациента инвалидность и др.

В зависимости от этого следует выбрать нормативный документ, в котором закреплено право на бесплатный препарат.

Как получить в круглосуточном или дневном стационаре

  1. Если филграстим входит в клинические рекомендации по лечению конкретного онкозаболевания пациента.

Медицинская помощь в стационаре – это специализированная помощь, и при ее получении пациенты должны быть обеспечены лекарствами из перечня ЖНВЛП, а филграстим входит в этот перечень. Но клиника будет обязана выдать препарат пациенту, только если препарат есть в клинических рекомендациях.

К сожалению, в настоящее время применение филграстима предусмотрено лишь в нескольких клинических рекомендациях – по лечению рака молочной железы, рака пищевода и кардии, острых миелоидных лейкозов, саркомы костей и некоторых иных.

Если же применение филграстима напрямую не указано в клинических рекомендациях по лечению онкозаболевания, клиника может не назначить такой препарат. Этому препятствует неурегулированность всей сферы сопроводительной терапии.

Сложности с получением препаратов для сопроводительной терапии, в том числе филграстима, обусловлены тем, что эти препараты нужны не для лечения основного заболевания, а для профилактики и лечения осложнений. И поэтому в некоторые клинические рекомендации они не попали. Проблему решили бы отдельные клинические рекомендации по сопроводительной терапии, но они до сих пор отсутствуют: регулятор долгие годы выступает против их разработки. Подробнее мы уже писали об этом.
  1. Если препарат назначил московский городской онкоконсилиум, а онкозаболевание пациента входит в «перечень 10 ЗНО».

У пациента с онкозаболеванием, которое входит в так называемый «перечень 10 ЗНО» – перечень нозологий, преобладающих в Москве, – есть шанс получить филграстим через городской консилиум по профилю «онкология».

Пациенты с заболеваниями из «перечня 10 ЗНО», место жительства которых – Москва, обеспечиваются лекарствами из особого перечня (закреплен в приложении к постановлению Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП). Филграстим в данный перечень не входит (хотя он предусмотрен в перечне ЖНВЛП и это фактически нарушает федеральное законодательство). Именно поэтому и требуется одобрение городского онкоконсилиума.

Однако это сложный путь, не оптимальный с точки зрения временных затрат: прохождение всех этапов займет достаточно много времени. Сначала онколог первичного онкокабинета (или первичного онкоотделения, или ЦАОП) направит на городской онкоконсилиум пациента (при необходимости очной консультации) и его документацию. Далее, если городской онкоконсилиум одобрит назначение филграстима, пациент должен будет явиться на врачебную комиссию медорганизации. Затем врачебная комиссия медорганизации определит действующую тактику лечения на основании решения и рекомендуемой тактики лечения, закрепленных в протоколе консилиума. Только после этого онколог медорганизации выберет схемы и объемы лекарственной терапии с указанием наименований препаратов, дозировки и кратности применения.

Как получить амбулаторно

  1. Если пациент имеет инвалидность и филграстим предусмотрен в стандарте лечения конкретного онкозаболевания пациента.

Препараты из перечня ЖНВЛП, которые входят в стандарт лечения онкозаболевания пациента, должны быть ему предоставлены для получения в аптеке по рецепту, если он имеет инвалидность. В этом случае препарат назначается по так называемой федеральной льготе. При этом даже не имеет значения, в каком регионе проживает пациент.

К сожалению, как и в ситуации с клиническими рекомендациями, филграстим попал далеко не во все стандарты медпомощи. Он включен, например, в стандарты медпомощи пациентам с раком молочной железы, раком пищевода и кардии, саркомами костей.

  1. Если препарат назначила врачебная комиссия медорганизации для лечения онкозаболевания, не входящего в «перечень 10 ЗНО».

Онкопациентам положено бесплатное амбулаторное лечение теми препаратами, которые перечислены в территориальной программе госгарантий. В московской программе филграстим указан с примечанием о том, что его должна назначить врачебная комиссия медорганизации. Однако речь сейчас идет о лечении только тех онкозаболеваний, которые не входят в «перечень 10 ЗНО».

Если же пациент болен заболеванием из «перечня 10 ЗНО», то в амбулаторных условиях он не может быть обеспечен филграстимом вообще. Для «10 ЗНО» существует отдельный список льготных препаратов, закрепленный в постановлении Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП. Но для амбулаторных пациентов в нем идет речь только о препаратах в твердых лекарственных формах. Филграстим же представляет собой раствор для инъекций, поэтому в список не входит.

Важна ли московская прописка

Однозначно ответить нельзя, так как формулировки в московских нормативных актах, которые упоминаются выше, достаточно размытые: льготы предусмотрены для «лиц, имеющих место жительства в городе Москве» (постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП) и для «жителей города Москвы» (распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП). Что именно понимается под этими «лицами» и «жителями» – не уточняется.

На практике московские онкодиспансеры на этом основании часто отказывают иногородним пациентам в предоставлении лекарств. Но, по нашему мнению, под эти размытые определения вполне могут подпадать пациенты без московской «прописки», которые фактически проживают в Москве и имеют московский полис. Этого достаточно, чтобы попробовать добиться предоставления лекарств.

По крайней мере, некоторые случаи из судебной практики свидетельствуют о том, что «московские» лекарства могут быть предоставлены и иногородним пациентам (в частности, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП).

telegram protivrakaru

Условия оказания медицинской помощи

Категории пациентов

Список лекарственных препаратов

Нормативные правовые акты

Источник финансового обеспечения

Амбулаторно

Онкопациенты, получившие инвалидность («федеральные льготники»)

Препараты, вошедшие в стандарты медицинской помощи и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП)

Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р (перечень ЖНВЛП)

За счет средств федерального бюджета

Амбулаторно

Онкопациенты («региональные льготники»)

Все лекарственные препараты, вошедшие в перечень, утвержденный Территориальной программой*

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890;

Распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП;

Приложение 5 к Территориальной программе* (перечень лекарственных препаратов)

За счет средств бюджета города Москвы

Дневной и круглосуточный стационар

Онкопациенты

Лекарственные препараты, вошедшие в перечень ЖНВЛП.

По медицинским показаниям, из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям возможно применение лекарств, не вошедших в перечень ЖНВЛП

Территориальная программа*;

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р (перечень ЖНВЛП)

За счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС

Амбулаторно; дневной и круглосуточный стационар

Пациенты, страдающие онкозаболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в г. Москве

(«дополнительное лекарственное обеспечение»)

Лекарственные препараты, определенные постановлением Правительства Москвы

Территориальная программа*;

Постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП

За счет средств бюджета города Москвы, бюджета Московского городского фонда ОМС (по видам и условиям оказания медицинской помощи, включенным в базовую программу ОМС)

* Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24.12.2021 №2208-ПП.

Основания: об этом говорится в программе госгарантий на 2022 год (постановление Правительства РФ от 28.12.2020 №2299) и московской территориальной программе госгарантий (постановление Правительства Москвы от 24.12.2021 №2208-ПП).

Напомним, что в России осуществляется поэтапный переход к клиническим рекомендациям – они становятся основой оказания медпомощи в соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями» определены следующие нозологии, преобладающие в структуре заболеваемости в г. Москве:

  1. злокачественное новообразование молочной железы;
  2. злокачественное новообразование предстательной железы;
  3. колоректальный рак;
  4. злокачественное новообразование почки (кроме почечной лоханки);
  5. злокачественная меланома кожи;
  6. злокачественное новообразование бронхов и легкого;
  7. злокачественное новообразование мочевого пузыря;
  8. злокачественное новообразование яичника;
  9. злокачественное новообразование желудка;
  10. опухоли головы и шеи;

+ злокачественное новообразование самостоятельных (первичных) множественных локализаций (при условии проведения лечения по поводу одного из указанных выше диагнозов онкологических заболеваний).

Примечание: изначально нозологий было шесть, но в январе 2022 года перечень был расширен до десяти.

Основания: постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП, Положение о городском онкологическом консилиуме, утвержденное приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.11.2020 №1307.

Основания: Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В число социальных услуг, на которые имеет право онкопациент, входит обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем ЖНВЛП.

Основания: постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой».

При этом следует учитывать, что согласно данному распоряжению пациент сможет получать бесплатные лекарственные препараты в Москве при условии включения информации о нем в регистр больных лечебно-профилактического учреждения.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 №88а-22253/2021.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все