Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Минздрав ставит целевые показатели по улучшению здоровья россиян. А когда не достигает их — манипулирует статистикой

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
21.07.2022
2758

Вопрос о получении препаратов из перечня ЖНВЛП для сопроводительной терапии (филграстима) в Москве

Автор: «Факультет медицинского права»
Где получать препараты из перечня ЖНВЛП для сопроводительной терапии (филграстим) в Москве?

Вопрос о получении препаратов из перечня ЖНВЛП для сопроводительной терапии (филграстима) в Москве

Просим обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть неактуален частично или полностью на сегодняшний день.

В редакцию поступил вопрос от пациента: «Я получаю лечение в Москве, но прописан в другом регионе. Полис ОМС с печатью – Москва, закреплен за московскими поликлиникой и онкодиспансером. В выписке из НМИЦ Блохина указали, что я должен получать препараты по месту жительства (лейкостим и аналоги). Где я имею право их получать? В онкодиспансере сказали, что лекарства должны мне выдавать в Блохина, а в Блохина говорят – в онкодиспансере».

Разные документы – разные основания

Чтобы точно и категорично ответить на вопрос пациента о том, где он может бесплатно получить лейкостим (МНН филграстим) – в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина или в онкодиспансере, – у нас недостаточно данных. Поэтому ниже мы опишем все случаи, в которых пациент может получить препарат. Возможностей для этого много, но способы отличаются.

Необходимо учитывать ряд обстоятельств:

  • что за диагноз у пациента, в рамках лечения какого онкозаболевания препарат назначен, входит ли он в соответствующие клинические рекомендации и стандарты;
  • в каких условиях должно осуществляться лечение препаратом (амбулаторно или стационарно);
  • есть ли у пациента инвалидность и др.

В зависимости от этого следует выбрать нормативный документ, в котором закреплено право на бесплатный препарат.

Как получить в круглосуточном или дневном стационаре

  1. Если филграстим входит в клинические рекомендации по лечению конкретного онкозаболевания пациента.

Медицинская помощь в стационаре – это специализированная помощь, и при ее получении пациенты должны быть обеспечены лекарствами из перечня ЖНВЛП, а филграстим входит в этот перечень. Но клиника будет обязана выдать препарат пациенту, только если препарат есть в клинических рекомендациях.

К сожалению, в настоящее время применение филграстима предусмотрено лишь в нескольких клинических рекомендациях – по лечению рака молочной железы, рака пищевода и кардии, острых миелоидных лейкозов, саркомы костей и некоторых иных.

Если же применение филграстима напрямую не указано в клинических рекомендациях по лечению онкозаболевания, клиника может не назначить такой препарат. Этому препятствует неурегулированность всей сферы сопроводительной терапии.

Сложности с получением препаратов для сопроводительной терапии, в том числе филграстима, обусловлены тем, что эти препараты нужны не для лечения основного заболевания, а для профилактики и лечения осложнений. И поэтому в некоторые клинические рекомендации они не попали. Проблему решили бы отдельные клинические рекомендации по сопроводительной терапии, но они до сих пор отсутствуют: регулятор долгие годы выступает против их разработки. Подробнее мы уже писали об этом.
  1. Если препарат назначил московский городской онкоконсилиум, а онкозаболевание пациента входит в «перечень 10 ЗНО».

У пациента с онкозаболеванием, которое входит в так называемый «перечень 10 ЗНО» – перечень нозологий, преобладающих в Москве, – есть шанс получить филграстим через городской консилиум по профилю «онкология».

Пациенты с заболеваниями из «перечня 10 ЗНО», место жительства которых – Москва, обеспечиваются лекарствами из особого перечня (закреплен в приложении к постановлению Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП). Филграстим в данный перечень не входит (хотя он предусмотрен в перечне ЖНВЛП и это фактически нарушает федеральное законодательство). Именно поэтому и требуется одобрение городского онкоконсилиума.

Однако это сложный путь, не оптимальный с точки зрения временных затрат: прохождение всех этапов займет достаточно много времени. Сначала онколог первичного онкокабинета (или первичного онкоотделения, или ЦАОП) направит на городской онкоконсилиум пациента (при необходимости очной консультации) и его документацию. Далее, если городской онкоконсилиум одобрит назначение филграстима, пациент должен будет явиться на врачебную комиссию медорганизации. Затем врачебная комиссия медорганизации определит действующую тактику лечения на основании решения и рекомендуемой тактики лечения, закрепленных в протоколе консилиума. Только после этого онколог медорганизации выберет схемы и объемы лекарственной терапии с указанием наименований препаратов, дозировки и кратности применения.

Как получить амбулаторно

  1. Если пациент имеет инвалидность и филграстим предусмотрен в стандарте лечения конкретного онкозаболевания пациента.

Препараты из перечня ЖНВЛП, которые входят в стандарт лечения онкозаболевания пациента, должны быть ему предоставлены для получения в аптеке по рецепту, если он имеет инвалидность. В этом случае препарат назначается по так называемой федеральной льготе. При этом даже не имеет значения, в каком регионе проживает пациент.

К сожалению, как и в ситуации с клиническими рекомендациями, филграстим попал далеко не во все стандарты медпомощи. Он включен, например, в стандарты медпомощи пациентам с раком молочной железы, раком пищевода и кардии, саркомами костей.

  1. Если препарат назначила врачебная комиссия медорганизации для лечения онкозаболевания, не входящего в «перечень 10 ЗНО».

Онкопациентам положено бесплатное амбулаторное лечение теми препаратами, которые перечислены в территориальной программе госгарантий. В московской программе филграстим указан с примечанием о том, что его должна назначить врачебная комиссия медорганизации. Однако речь сейчас идет о лечении только тех онкозаболеваний, которые не входят в «перечень 10 ЗНО».

Если же пациент болен заболеванием из «перечня 10 ЗНО», то в амбулаторных условиях он не может быть обеспечен филграстимом вообще. Для «10 ЗНО» существует отдельный список льготных препаратов, закрепленный в постановлении Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП. Но для амбулаторных пациентов в нем идет речь только о препаратах в твердых лекарственных формах. Филграстим же представляет собой раствор для инъекций, поэтому в список не входит.

Важна ли московская прописка

Однозначно ответить нельзя, так как формулировки в московских нормативных актах, которые упоминаются выше, достаточно размытые: льготы предусмотрены для «лиц, имеющих место жительства в городе Москве» (постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП) и для «жителей города Москвы» (распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП). Что именно понимается под этими «лицами» и «жителями» – не уточняется.

На практике московские онкодиспансеры на этом основании часто отказывают иногородним пациентам в предоставлении лекарств. Но, по нашему мнению, под эти размытые определения вполне могут подпадать пациенты без московской «прописки», которые фактически проживают в Москве и имеют московский полис. Этого достаточно, чтобы попробовать добиться предоставления лекарств.

По крайней мере, некоторые случаи из судебной практики свидетельствуют о том, что «московские» лекарства могут быть предоставлены и иногородним пациентам (в частности, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП).

telegram protivrakaru

Условия оказания медицинской помощи

Категории пациентов

Список лекарственных препаратов

Нормативные правовые акты

Источник финансового обеспечения

Амбулаторно

Онкопациенты, получившие инвалидность («федеральные льготники»)

Препараты, вошедшие в стандарты медицинской помощи и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП)

Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р (перечень ЖНВЛП)

За счет средств федерального бюджета

Амбулаторно

Онкопациенты («региональные льготники»)

Все лекарственные препараты, вошедшие в перечень, утвержденный Территориальной программой*

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890;

Распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП;

Приложение 5 к Территориальной программе* (перечень лекарственных препаратов)

За счет средств бюджета города Москвы

Дневной и круглосуточный стационар

Онкопациенты

Лекарственные препараты, вошедшие в перечень ЖНВЛП.

По медицинским показаниям, из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям возможно применение лекарств, не вошедших в перечень ЖНВЛП

Территориальная программа*;

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р (перечень ЖНВЛП)

За счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС

Амбулаторно; дневной и круглосуточный стационар

Пациенты, страдающие онкозаболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в г. Москве

(«дополнительное лекарственное обеспечение»)

Лекарственные препараты, определенные постановлением Правительства Москвы

Территориальная программа*;

Постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП

За счет средств бюджета города Москвы, бюджета Московского городского фонда ОМС (по видам и условиям оказания медицинской помощи, включенным в базовую программу ОМС)

* Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 24.12.2021 №2208-ПП.

Основания: об этом говорится в программе госгарантий на 2022 год (постановление Правительства РФ от 28.12.2020 №2299) и московской территориальной программе госгарантий (постановление Правительства Москвы от 24.12.2021 №2208-ПП).

Напомним, что в России осуществляется поэтапный переход к клиническим рекомендациям – они становятся основой оказания медпомощи в соответствии с ч. 1, 1.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями» определены следующие нозологии, преобладающие в структуре заболеваемости в г. Москве:

  1. злокачественное новообразование молочной железы;
  2. злокачественное новообразование предстательной железы;
  3. колоректальный рак;
  4. злокачественное новообразование почки (кроме почечной лоханки);
  5. злокачественная меланома кожи;
  6. злокачественное новообразование бронхов и легкого;
  7. злокачественное новообразование мочевого пузыря;
  8. злокачественное новообразование яичника;
  9. злокачественное новообразование желудка;
  10. опухоли головы и шеи;

+ злокачественное новообразование самостоятельных (первичных) множественных локализаций (при условии проведения лечения по поводу одного из указанных выше диагнозов онкологических заболеваний).

Примечание: изначально нозологий было шесть, но в январе 2022 года перечень был расширен до десяти.

Основания: постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 №177-ПП, Положение о городском онкологическом консилиуме, утвержденное приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.11.2020 №1307.

Основания: Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В число социальных услуг, на которые имеет право онкопациент, входит обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем ЖНВЛП.

Основания: постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 №1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой».

При этом следует учитывать, что согласно данному распоряжению пациент сможет получать бесплатные лекарственные препараты в Москве при условии включения информации о нем в регистр больных лечебно-профилактического учреждения.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 №88а-22253/2021.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
Главный редактор
Потерянные и забытые
Потерянные и забытые
И снова о документе, который уже больше года никому не дает покоя – приказе №116н – порядке оказания онкологической помощи взрослым, который начал действовать с 2022 года. В адрес этого документа высказано так много замечаний и организаторами здравоохранения, и руководителями лечебных учреждений, и рядовыми врачами, что, казалось бы, говорить больше не о чем. К сожалению, это не так: тема оказалась неисчерпаемой. Эксперты фонда «Вместе против рака» тоже и уже не раз давали оценки новому порядку. Сегодня хочу остановиться на одном аспекте, имеющем колоссальную важность: речь пойдет о двух категориях онкологических больных, которым не нашлось места в новом порядке. Фактически о них просто забыли. Однако не забыл о них следственный комитет. Как раз на днях «Медицинская газета» осветила уголовное дело в отношении врача-хирурга, выполнившего спасительную резекцию ректосигмоидного отдела толстой кишки.

Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь

Таков основной посыл паллиативной помощи. Однако ее возможности ограничены: в частности, для онкологических пациентов не предусмотрена хирургическая помощь. Равно как не предусмотрена она и соответствующим порядком онкологической помощи. Речь о пациентах с распространенным раком, которые не могут быть прооперированы радикально, но нуждаются в паллиативном хирургическом вмешательстве. Такая помощь обеспечивает более высокое качество дожития, например, онкобольных с кишечной непроходимостью, кровотечениями при распространенном процессе, с нарушением оттока мочи, скоплением жидкости в плевральной или брюшной полости и т. д. Химиотерапевты не могут без стабилизации состояния провести таким пациентам лекарственное лечение. В специализированных онкологических учреждениях симптоматическая хирургия не предусмотрена. Да и вообще система паллиативной помощи не подразумевает хирургию. В неспециализированных учреждениях таких пациентов теперь тоже не ждут, если стационар не включен в региональную систему маршрутизации онкобольных.

С вступлением в силу приказа №116н такой больной может быть госпитализирован в многопрофильный стационар только как неонкологический пациент. Чтобы не нарушать никакие порядки и получить оплату за данный клинический случай, врачи вынуждены хитрить и фантазировать, выдумывая обоснования для госпитализации.

Часть людей обращается за такой помощью в частные клиники. Еще часть – в хосписы и паллиативные отделения, но вот только там нет хирургии. Таким образом, сформировалась когорта онкобольных, на которых действие нового порядка не распространяется. Подсчитать число таких пациентов сложно, так как теперь они находятся вне зоны внимания онкослужбы.

Между небом и землей

Ситуация вокруг этих больных нередко обрастает и дополнительными сложностями, которые недавно освещала наша редакция по результатам большого аналитического исследования, посвященного вопросам паллиативной помощи в России.

Во-первых, не все онкологи сообщают пациенту, что возможности лечения заболевания исчерпаны. Из-за этого не выдают направление в специализированные паллиативные отделения или хосписы. А некоторые просто не знают, что требуется дополнительное заключение. И складывается ситуация, когда пациент не получает онкологическое лечение, поскольку показаний уже нет, но и нет возможности получить паллиативную помощь, поскольку отсутствует направление от врача-онколога. Но наиболее важно то, что в контексте хирургической паллиативной помощи такие пациенты попросту вне курации обеих служб, т. е. без гарантий и помощи.

Во-вторых, имеются интересные особенности в преемственности онкологической и паллиативной помощи, а именно: странное «блуждание» пациентов между паллиативом и онкологией. Это обусловлено тем, что сопроводительная терапия в онкологическом секторе, в том числе уход за пациентом, обезболивание, устранение тошноты и рвоты, толком не регулируется и не оплачивается по программе госгарантий. Поэтому тяжелые, фактически умирающие от осложнений, пациенты попадают в паллиатив. А там при грамотном подходе буквально оживают и возвращаются в онкологические учреждения, чтобы продолжить основное лечение. С клинической точки зрения это нонсенс.

Сопровожден до осложнений

Означенные проблемы онкослужбы дали почву для появления другой когорты онкологических пациентов, оказание помощи которым не предусмотрено ни новым минздравовским порядком, ни иными нормативными актами, регулирующими данную сферу здравоохранения.

Я говорю о тех, кто нуждается в сопроводительной терапии осложнений, наступающих во время лечения онкологических заболеваний. По большому счету к их числу относятся все 100% онкобольных, поскольку те или иные неблагоприятные последствия «химии» возникают у каждого. Таких состояний много: тошнота, рвота, нейтропения, тромбоцитопения, анемия, инфекции, мукозиты, болевой синдром и т. д.

Да, онкологи назначают пациентам препараты, снижающие негативные проявления последствий химиотерапии, в частности противорвотные средства. Но, во-первых, такие препараты покупаются обычно за средства пациентов, во-вторых, состояния могут быть куда более серьезными, они не снимаются приемом таблетированных лекарств и требуют проведения инфузионной либо иной терапии в стационарных условиях. Однако попасть туда не так просто. В онкологической службе вся помощь исключительно плановая, поэтому онкобольной с осложнениями может поступить только в общелечебную сеть, где не всегда знают, как помочь пациенту с диагнозом «онкология» в случае резкого снижения гемоглобина, высокого лейкоцитоза и пр.

Иными словами, из поля зрения авторов порядка оказания онкологической помощи и разработчиков клинических рекомендаций выпала не просто группа больных, а целый раздел лечения. Хотя справедливости ради надо сказать, что «проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения» предусмотрено как одна из функций онкологических учреждений, однако соответствующих условий для реализации нет.

До сих пор нет ни отдельного тома клинических рекомендаций по сопроводительной терапии осложнений онкологических заболеваний, ни соответствующих разделов в профильных клинических рекомендациях по злокачественным новообразованиям, за редким исключением, которое еще больше подтверждает правило. А коль скоро нет клинических рекомендаций по оказанию данного вида медицинской помощи, нет и тарифов на него. А если нет тарифов, медицинские организации не могут заниматься сопроводительной терапией осложнений онкологических заболеваний. Круг замкнулся.

Безусловно, некая положительная тенденция к решению этой проблемы есть. Для начала в последние годы она довольно активно обсуждается. Кроме того, с 2023 года введен подход по использованию коэффициента сложности лечения пациента (КСЛП), который «удорожает» базовый тариф, доплата предназначена для возмещения расходов на сопроводительную терапию. Однако механизм крайне выборочно покрывает препараты, используемые для лечения осложнений, да и сумма в 16–18 тыс. руб. зачастую меньше реальных расходов.

Если бы данный вид медицинской помощи нашел полноценное отражение в клинических рекомендациях и новом порядке, это позволило бы создать в онкодиспансерах отделения сопроводительной терапии, которые принимали бы пациентов с осложнениями в режиме 24/7, в том числе по экстренным показаниям.

Что же происходит в реальности? То же, что и в случае с первой категорией онкобольных: человек сам приобретает нужные препараты и (или) ищет врача или медсестру, которые готовы ему помочь. Какими в случае неблагоприятных событий могут быть юридические последствия такой помощи «по договоренности», несложно представить.

21/03/2023, 12:05
Комментарий к публикации:
Потерянные и забытые
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все