Что с клиническими рекомендациями
Хронический болевой синдром (ХБС) является нередким осложнением при злокачественных новообразованиях (ЗНО). Лечение ХБС у онкологических пациентов относится к сопроводительной терапии.
На сегодняшний день отсутствуют отдельные клинические рекомендации (КР) по сопроводительной терапии онкологических пациентов. Исключением является КР по лечению анемии у пациентов с ЗНО. КР по лечению ХБС у онкологических больных пока что нет. Медицинским источником, из которого можно черпать информацию о лечении ХБС у онкологических больных, остаются практические рекомендации RUSSCO. Однако медицинские источники в настоящее время не имеют правового статуса как КР и не регулируют вопросы назначения препаратов.
Единственно возможный вариантЫ
В сложившейся ситуации, когда препарат не предусмотрен в соответствующей КР и стандарте медпомощи, остается, казалось бы, единственный путь – назначить препарат сможет врачебная комиссия в случае индивидуальной непереносимости и по жизненным показаниям (п. 15 ст. 37 федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ). Это касается и ситуации, когда пациент получает помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи (пп. 2 п. 3 ст. 80 федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ). Также возможным выходом было бы участие медицинской организации (только частной формы собственности) в экспериментальных правовых режимах, но никаких отдельных актов, касающихся именно вопросов назначения препаратов по таким правилам, для участников экспериментальных правовых режимов до сих пор не принято.
Однако в данном случае отметим, что скорее надо говорить не об отсутствии препарата в КР и стандарте медпомощи, а об отсутствии в принципе соответствующей КР по профилактике и лечению ХБС у онкологических пациентов. Одна из причин подобного пробела – неоднозначная позиция регулятора о порядке описания подобных процессов в сфере онкологии и онкогематологии.
По мнению медицинского сообщества, необходима разработка отдельных КР по сопроводительной терапии, регулятор же до сих пор придерживался позиции о добавлении соответствующих блоков информации в уже разработанные КР по лечению ЗНО. Как бы там ни было, воз и ныне там, а пробел по лечению ХБС у онкологических пациентов налицо.
Поэтому полагаем, что препарат, имеющий регистрацию в Российской Федерации и соответствующие показания в инструкции по медицинскому применению, может быть назначен онкопациентам с ХБС непосредственно лечащим врачом без участия врачебной комиссии. Подобное назначение может быть осуществлено в том числе с опорой на практические рекомендации RUSSCO по ХБС, несмотря на то что выше мы указали на отсутствие у них полноценного правового статуса КР.
Текущая судебная практика позволяет сделать следующий вывод: при выборе тактики лечения медучреждениям в случае наличия правового пробела следует руководствоваться документами, пусть и не являющимися нормативными актами, но регулирующими оказание надлежащей медицинской помощи, защиты жизни и здоровья пациентов (решение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.04.2022 в деле №А75-6772/2021). Поэтому сбрасывать со щитов практические рекомендации RUSSCO пока что не следует.
Что касается вопроса включения (невключения) препарата в перечень ЖНВЛП, то это влияет не на правомерность его назначения, а на финансовое возмещение лечения из средств госбюджета.
Прочая история
Расходы клиник на госпитализацию пациентов с ХБС на онкологические койки в настоящее время не возмещаются страховыми организациями или возмещаются не в полном объеме.
Отметим, что профилактика и лечение онкологических больных с таким осложнением, как ХБС, не предусмотрены тарифами КСГ по профилю «онкология», они относятся к другому профилю – «прочее» (st36.012 и ds36.006 – ЗНО без специального противоопухолевого лечения). Кроме того, стоит отметить, что возмещение препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, в любом случае возможно только по профилю «прочее».
Этот факт не исключает возможность и право врача назначать такую терапия, вопрос в объеме финансового обеспечения тарифа (тариф «прочее» не всегда покрывает расходы на препарат), а также в невозможности медицинской организации получить возмещение расходов на лечение и онкозаболевания, и осложнения, так как оплата одновременно по двум КСГ разрешена только в узком перечне случаев, к которым проведение сопроводительной терапии не относится.
Более подробно о тарифах ОМС для сопроводительной терапии мы писали здесь.
Московская история
В целом не менее сложный путь назначения препарата при ХБС и в московской системе здравоохранения, которая, как известно, не живет по КСГ.
Так, у пациента с онкозаболеванием, входящим в «перечень 10 ЗНО», такой препарат может быть назначен городским консилиумом по профилю «онкология» (так называемый ГОК). При этом пациенту придется пройти сначала онколога первичного онкокабинета (или первичного онкоотделения, или ЦАОП), потом ГОК, потом врачебную комиссию медорганизации. После этого путешествия пациент возвращается к своему врачу-онкологу, который сможет наконец-то назначить пациенту соответствующую лекарственную терапию.
Подводим итоги
На сегодняшний день отсутствуют отдельные КР по лечению ХБС у онкологических больных. Логично отсутствует и соответствующий стандарт медицинской помощи. Однако это не исключает права врача назначить онкопациенту необходимый препарат для лечения ХБС при условии его регистрации в России по соответствующим показаниям. Также опорой для назначения могут служить практические рекомендации RUSSCO по ХБС, несмотря на то что они не имеют статуса КР. В настоящее время в отсутствие иных норм суды в целом допускают возможность руководствоваться документами, пусть и не являющимися нормативными актами, но регулирующими оказание надлежащей медицинской помощи, защиты жизни и здоровья пациентов.
Профилактика и лечение онкологических больных с ХБС не предусмотрены тарифами КСГ по профилю «онкология», они относятся к другому профилю – «прочее». Возмещение препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, также осуществляется только по профилю «прочее». КСГ в рамках данного профиля (st36.012 и ds36.006) имеют два существенных недостатка: низкие коэффициенты затратоемкости, невозможность одновременного возмещения стоимости лечения осложнения и стоимости лечения основного заболевания (оплата одновременно по двум КСГ разрешена только в узком перечне случаев, к которым проведение сопроводительной терапии не относится).
Клинические рекомендации, которые были посвящены ХБС, касались только паллиативных пациентов. В 2020 году они прекратили свое действие. В настоящее время рассматривается проект новых клинических рекомендаций по ХБС, однако документ вновь сужает область и посвящен ХБС при оказании паллиативной помощи.
Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р.
st36.012 и ds36.006 («злокачественное новообразование без специального противоопухолевого лечения») имеют низкие коэффициенты затратоемкости (0,5 и 0,4 соответственно), поэтому ориентировочные тарифы КСГ st36.012 и ds36.006 составляют около 12 тыс. руб. в круглосуточном стационаре и 5 тыс. руб. в дневном стационаре.
В перечень входят ЗНО молочной железы, предстательной железы, почки (кроме почечной лоханки), бронхов и легкого, колоректальный рак, злокачественная меланома кожи, а также ЗНО самостоятельных (первичных) множественных локализаций). С 1 января 2022 года данный список был расширен, в него дополнительно включены: ЗНО мочевого пузыря, ЗНО яичника, ЗНО желудка, опухоли головы и шеи.