Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/

Готовы ли мы к импортозамещению онкологических препаратов?

/

Минздрав заявил, что применение препаратов офф-лейбл взрослым возможно по решению комиссии

/

Взрослые остались вне инструкции. Правительство утвердило список заболеваний для применения препаратов off-label

/

«Пока в России оптимизировалось здравоохранение, в мире бешеными темпами развивалась наука»

/

Пациенты не вписываются в тарифы. Эксперты говорят о необходимости изменить подход к формированию расходов на онколечение

/

В больницах подтянули химию. В России улучшилось качество помощи онкопациентам по ОМС

/

В Минздраве начали искать замену препаратам, «не производимым в России и дружественных странах»

/

Противоопухолевым препаратам ищут российские аналоги

/

Онкопациентов сориентировали на местности

/

Как и почему нарушают права онкопациентов в России?

/

Онкобольных направили по крутому маршруту. Пациенты прикреплены не только к региону проживания, но и к конкретному медучреждению

/

Фантомас разбушевался, или Почему Минздрав считает, что правительство щебечет

/

Приказ Минздрава оставит без лечения половину смертельно больных

/
Пост-релиз
8 июня 2021
459

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Выпуск программы «Час онкологии с Полиной Габай» 2 июня 2021 года был посвящен теме «Онкологическая помощь в системе московского здравоохранения». Это третья встреча в рамках успешно стартовавшего в этом году нового образовательно-аналитического проекта Фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» в партнерстве с юридической компанией «Факультет медицинского права». Главная задача проекта – независимый анализ имеющихся организационных, юридических, экономических и этических проблем, связанных с оказанием онкологической помощи, в том числе обсуждение вопросов лекарственного обеспечения.

Участники:

Ведущая: Габай Полина Георгиевна – адвокат, учредитель юридической компании «Факультет Медицинского Права», вице-президент Фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака», член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов

Гости:

Гаджиева Саида Мердановна – заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы

Антипова Юлия Олеговна – заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы

В рамках краткого обзора новостей медицинского законодательства Полина Габай напомнила об основных изменениях, введенных новым порядком оказания онкологической помощи взрослым. А также прокомментировала иные важные акты: проект Минздрава России о назначении препаратов офф-лейбл, федеральный закон об обращении незарегистрированных медизделий для диагностики in vitro, новый порядок информирования о выявленных нарушениях при оказании медпомощи в соответствии с территориальной программой ОМС, новый порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Столичный онкостандарт: особенности, преимущества и проблемы

В ходе «Часа онкологии с Полиной Габай» эксперты обсудили вопросы организации онкологической помощи в системе московского здравоохранения.

Заметным событием в здравоохранении стал прошедший в мае первый Московский международный онкологический форум. Как сообщила Саида Гаджиева, предпосылкой к проведению мероприятия стала необходимость подведения промежуточных итогов перехода на новый московский онкологический стандарт.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Поводом к принятию стандарта в конце 2019 года послужили давние проблемы: недостаточно налаженный учет пациентов, нечеткие сроки оказания медпомощи, места оказания помощи.

Новый стандарт утвердил «территориальную схему ответственности» медицинских организаций. По словам Саиды Гаджиевой, в результате реорганизации в составе шести крупнейших стационаров создано девять центров амбулаторной онкологической помощи. Кроме того, на базе всех шести стационаров организованы патоморфологические лаборатории с полным спектром клинических возможностей, позволяющих в том числе правильно назначать таргетную и иммунную терапию.

Эксперт отметила, что структурные преобразования в системе маршрутизации позволили организовать лечение пациента преимущественно в рамках одной медицинской организации, где он может пройти все этапы – от диагностики онкологического заболевания до диспансерного наблюдения. При этом у пациента сохраняется возможность получать медицинскую помощь в федеральном учреждении или иной клинике.

Тем не менее, московские пациенты жалуются на то, что были упразднены онкологические кабинеты в поликлиниках и теперь им приходится обращаться за помощью в ЦАОПы, заметила Полина Габай. Саида Гаджиева ответила, что имеющегося числа ЦАОПов вполне достаточно – при разработке концепции онкологической помощи рассчитывалось необходимое количество ЦАОПов, численность врачей с учетом их специализаций. «Поэтому я думаю, что в Москве количество ЦАОПов адекватно имеющейся потребности. Все ЦАОПы располагаются в онкодиспансерах, то есть территориальных изменений не произошло», – заключила она.

Также заместитель руководителя Депздрава сообщила о запланированном на этот год открытии трех новых зданий центров амбулаторной онкологической помощи, организованных по новому стандарту. «Это абсолютно новые площади, которые обеспечивают и комфорт пребывания пациента, и новую логистику, и зонирование, и полный спектр возможностей диагностики и лечения пациента», – отметила Саида Гаджиева.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
«В кабинет в поликлинике невозможно поставить высококлассное оборудование, которое сейчас есть в ЦАОПе. Там проводится все – эндоскопия, КТ, маммография, т.е. полный объем обследований. Гораздо проще один раз пройти все обследования, нежели ходить в разные подразделения поликлиники», – убеждена и Юлия Антипова.

Лекарства для московских онкопациентов

Одной из особенностей онкологической помощи в Москве является лекарственное обеспечение, отметила Полина Габай. Она уточнила, что речь идет о постановлении Правительства Москвы от 12 марта 2019 г. № 177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями». В профессиональной среде документ чаще называют «постановление о 6 ЗНО», поскольку он регулирует порядок лекарственного обеспечения пациентов, имеющих злокачественные новообразования из числа шести нозологий – ЗНО молочной железы, предстательной железы, почки (кроме почечной лоханки), бронхов и легкого, колоректальный рак, злокачественную меланому кожи, а также ЗНО самостоятельных (первичных) множественных локализаций.

Как пояснила Юлия Антипова, в постановление включены самые распространенные типы заболеваний, страдающие ими пациенты больше всего нуждаются в лекарственной терапии.

Чтобы исключить возможность недофинансирования, тариф разделили на две части: одна часть – базовая, вторая – для возмещения стоимости затрат на лекарственные препараты, вошедшие в постановление № 177. «Стоимость препарата в расчете на одного пациента может доходить до 2 млн рублей и выше за курс лечения. Врач не должен думать, покрывает тариф это лечение или нет, врач должен назначить ту терапию, которая показана. Соответственно, фонд компенсирует затраты», – сообщила Юлия Антипова.

Как заметила Полина Габай, 86 препаратов, включенных в постановление № 177, оказались в некоем привилегированном списке: врачи в больницах знают, что при их назначении можно не думать о стоимости – оплата будет произведена.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Юлия Антипова согласилась с этим утверждением и сообщила, что в 2019 году из бюджета города Москвы на финансирование программы всего лекарственного обеспечения в онкологии (по 6 ЗНО и вне 6 ЗНО) было выделено более 15 млрд рублей. Кроме того, из федерального бюджета город получает средства в виде субвенций и субсидий, которые в том числе идут на финансирование льготного лекарственного обеспечения пациентов из числа так называемых федеральных льготников. Закупаются в том числе и незарегистрированные лекарственные препараты. «Даже если пациенту назначен незарегистрированный лекарственный препарат, мы его все равно купим и пациента обеспечим по жизненным показаниям», – заверила Юлия Антипова.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос Полины Габай о том, как больницы назначают препараты, находящиеся за пределами перечня постановления № 177, и препараты, предназначенные для лечения онкологических заболеваний, не отнесенных к 6 ЗНО, заместитель главы Депздрава отметила, что оплата таких лекарств не покрывается базовым тарифом. Юлия Антипова подчеркнула, что в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара пациенты получают эти препараты в рамках системы льготного лекарственного обеспечения по бесплатным рецептам, а в стационарных условиях такая проблема не стоит, поскольку химиотерапия в стационаре проводится крайне редко.

Полина Габай обратила внимание на то, что, помимо не содержащихся в перечне ЖНВЛП девяти препаратов, включенных в постановление № 177, есть также лекарства, которые входят в федеральные клинические рекомендации и перечень ЖНВЛП, но по каким-то причинам они оказались вне постановления № 177 и перечня 86 препаратов. В ответ Юлия Антипова сообщила, что при принятии постановления № 177 решение о том, какие препараты действительно нужно включать в перечень, принимало в том числе медицинское сообщество.

Как пояснила Полина Габай, препараты вне перечня для лечения пациентов с 6 ЗНО тоже могут назначаться пациенту, но через городской онкологический консилиум.

Саида Гаджиева сообщила, что Городской консилиум по профилю «онкология» функционирует в Москве с начала текущего года. В состав этого экспертного органа вошли ведущие врачи-онкологи города под председательством главного внештатного специалиста-онколога Депздрава Москвы Игоря Хатькова. Консилиум создан в первую очередь для обсуждения сложных клинических случаев. В задачи городского консилиума входит также принятие решений о назначении незарегистрированных лекарственных препаратов и препаратов, не предусмотренных клиническими рекомендациями. «Через городской онкологический консилиум прошло уже более ста пациентов и в основном это пациенты, которым требуется назначение третьей и последующей линии терапии, когда возможные стандартные схемы исчерпаны», – рассказала гость программы.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос Полины Габай об обновлении перечня лекарственных препаратов из постановления № 177, Юлия Антипова заверила, что в ближайшее время состоятся общественные слушания, на которых будет рассматриваться вопрос о перечне препаратов, однако заранее сложно прогнозировать, какие именно препараты по итогам слушаний войдут в обновленный перечень.

В завершение темы лекарственного обеспечения Полина Габай высказала собственную позицию: отчасти московский порядок лекобеспечения пациентов с 6 ЗНО действительно превышает федеральные гарантии, но положения регионального законодательства при этом не должны ограничивать права пациентов по сравнению с федеральным законодательством. «Те препараты, которые входят в перечень ЖНВЛП и федеральные клинические рекомендации, должны также входить в постановление № 177 и назначаться без всяких препонов, к которым в том числе можно отнести городской онкоконсилиум, поскольку он не предусмотрен федеральным законодательством. В то же время не стоит сильно акцентировать внимание на конкретных нормах регионального законодательства, ведь их можно изменить», – заключила Полина Габай.

Участие частных клиник в оказании онкологической помощи

В качестве приглашенного эксперта со стороны медицинского сообщества выступил врач-онколог Михаил Ласков. Оценивая систему лекарственного обеспечения, гость программы отметил, что, с одной стороны, в Москве онкологические пациенты обеспечиваются необходимыми препаратами (в том числе дорогостоящими) гораздо лучше, чем в других регионах, с другой стороны, массив столичных документов, регулирующий порядок лекобеспечения, может усложнять процесс назначения этих препаратов. В то же время эксперт подчеркнул, что избыточная регуляторика является не только московской, но и федеральной проблемой, которая в определенной степени затрудняет работу врача.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
В ходе встречи был поднят вопрос о включении частных клиник в систему маршрутизации. Саида Гаджиева указала на то, что приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.01.2020 №16 «Об оказании медицинской помощи по профилю «онкология» в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» не регламентирует всю маршрутизацию и не определяет, где конкретно лечиться пациенту. Акт регламентирует лишь обязательства и ответственность городских больниц в части территориального закрепления, и при этом содержит норму о том, что решение принимает сам пациент. «Согласно федеральному законодательству пациент имеет право выбора и может быть направлен в иные медицинские учреждения, которые участвуют в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи», – сказала она.

Саида Гаджиева добавила, что в Москве приняты отдельные приказы, регламентирующие оказание некоторых видов помощи – например, проведение лучевой терапии. Так, около 70% объемов лучевой терапии оказывают именно частные медицинские организации, подключены частные московские клиники и к проведению ПЭТ-КТ. В 2020 году около 20% московских онкопациентов получали помощь в федеральных учреждениях.

Отвечая на вопрос Полины Габай о том, почему основа онкологической помощи в Москве все же строиться на городских учреждениях, Саида Гаджиева подчеркнула, что в настоящий момент региональная система учреждений здравоохранения нисколько не уступает ни федеральным институтам, ни частным организациям.

Московский канцер-регистр

Еще одна составляющая московского онкологического стандарта – канцер-регистр, который призван обеспечивать персонифицированный учет, маршрутизацию и ведение пациентов. Как сообщила Саида Гаджиева, Москва ведет свой регистр онкологических больных с 1992 года. Раньше информация поступала на бумажных носителях, часто с запозданием, поэтому не всегда была актуальной и достоверной.

В прошлом году началась работа по обновлению канцер-регистра: он стал частью Единой медицинской информационно-аналитической системы, в которую вносятся данные о пациенте. Благодаря этому врач-онколог имеет доступ ко всей медицинской документации пациента в том числе к выписным эпикризам, результатам исследований, протоколам онкологических консилиумов и т.д. «Мы видим полный контур клинической информации пациента. Ему больше не нужно приходить со своим диском из клиники, где он сделал КТ, чтобы врач снова расшифровывал или повторял исследование. В онкопаспорте пациента отображаются все актуальные данные», – заверила Саида Гаджиева.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
При этом, обратила внимание Полина Габай, неизбежно возникают юридические вопросы, касающиеся согласия пациента на размещение сведений о нем в единой информационной системе, а также правового статуса региональных регистров и их интеграции с федеральным канцер-регистром. В контексте последнего замечания Саида Гаджиева подчеркнула, что Москва два предыдущих года в установленном порядке передавала информацию в институт Герцена, который администрировал федеральный раковый регистр.

Полина Габай добавила, что правовой статус федерального канцер-регистра довольно сомнителен, и обязанность регионов передавать данные в федеральный регистр на нормативном уровне не закреплена.

Она также напомнила, что ценная информация, которая собирается в канцер-регистре, должна подвергаться качественной аналитике.

Спрашивают зрители

В завершении дискуссии эксперты ответили на вопросы зрителей программы. Комментируя вопрос о статусе медицинских методологий, Полина Габай высказала мысль, что их появление в московских актах скорее нужно расценивать как некую техническую ошибку, поскольку фактически любые назначения пациенту осуществляются в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями. «Медицинские методологии нужны были для того, чтобы посчитать, какие лекарственные препараты и в каком количестве следует закупить. Методологии были прикладным инструментом для правильного планирования объемов», – пояснила Юлия Антипова.

Зрителей волновали и конкретные вопросы. Например, когда анализы, назначенные онкологом в диспансере, можно будет сделать в поликлинике без посещения участкового врача. Саида Гаджиева заверила, что такая возможность в Москве уже существует на протяжении полугода: «Мы изменили всю систему, пациент сейчас не должен посещать терапевта, чтобы тот назначил ему исследования, которые первично были назначены онкологом».

Отвечая на вопрос об оказании психологической помощи онкопациентам, Саида Гаджиева напомнила о работе службы «Онкоконсьерж» (проект «Персональный помощник»). Задача этой службы заключается в персональном сопровождении специально подготовленными людьми пациентов, изъявивших согласие на такую помощь, с момента возникновения подозрения на онкологическое заболевание. Сопровождение осуществляется дистанционно: такой человек организует запись на прием, поможет получить результаты анализов и др. Пока можно подвести промежуточные результаты полугодовой работы проекта «Персональный помощник», однако к настоящему времени сервисом пользуется уже около 16 тысяч пациентов, подчеркнула Саида Гаджиева.

Был задан также вопрос о возможности получения таблетированных форм лекарственных препаратов в дневном стационаре. Юлия Антипова сообщила, что на такие лекарства выписывается рецепт, и пациент получает сразу всю упаковку: «Если препарат выдавать в дневном стационаре, то де-юре пациент должен приходить каждый день за своей таблеткой, что вряд ли удобно». Полина Габай добавила, что это известная коллизия, поскольку согласно федеральному законодательству таблетированные формы полагаются и в дневном стационаре, однако на практике пациенты обеспечиваются препаратами в амбулаторных условиях.

Зрителям интересно было узнать мнение экспертов и по вопросу доступности исследований, цель которых – определить мутаций в генах при некоторых онкологических заболеваниях. Саида Гаджиева сказала, что уже введено достаточное количество тарифов на генетические исследования, для которых существуют стандартизованные тесты, имеющие регистрационные удостоверения.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос о сотрудничестве московского городского канцер-регистра с Международной ассоциацией раковых регистров, Саида Гаджиева сообщила, что столичный канцер-регистр пока не является членом Ассоциации. Полина Габай добавила, что долгое время единственным российским регионом, который передавал данные в международный регистр, был Санкт-Петербург. Сложности взаимодействия с международным регистром заключаются в несоответствии российского формата сбора данных международному.

В завершение Полина Габай поблагодарила заместителей руководителя Департамента здравоохранения Москвы Саиду Гаджиеву и Юлию Антипову за уникальную возможность подискутировать и получить экспертные ответы на актуальные вопросы организации системы московского здравоохранения в части онкологической помощи.

Фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» подробно проанализировал тему лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве. Подготовлены четыре аналитические статьи, посвященные особенностям лекарственного обеспечения онкопациентов, региональному лекарственному обеспечению в амбулаторных условиях, юридическому статусу и роли московских медицинских методологий, порядку работы городского онкоконсилиума. Помимо очевидных преимуществ проведенный нами анализ позволил выявить ряд проблем, которые были подняты в программе «Час онкологии с Полиной Габай». Мы будем следить за изменениями системы организации московского лекарственного обеспечения, которые, надеемся, не заставят себя долго ждать, и доведем всю актуальную информацию до наших читателей.

Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • журналист, член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

При поддержке

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Следствие ведут знатоки: дело о лекарствах и котлетах
Следствие ведут знатоки: дело о лекарствах и котлетах
На днях появилась информация о расследовании дела по «финансированию» иностранными фармкомпаниями ряда руководителей российских медучреждений и медработников. Точнее, речь о «проталкивании» лекарственных средств «за большие деньги». Об этом доложил президенту директор Росфинмониторинга, упомянув о выявлении таких случаев в 30 субъектах и передаче только по одной схеме 500 миллионов. Дело ведут ФСБ и Росфинмониторинг. Правда, конкретные регионы и компании не обозначены.

В конце директор ведомства дословно изрек следующее: «Надо сейчас, особенно в этих условиях, когда санкционное [давление], появление лекарств, и когда нас вынуждают жить по этим правилам, надо пресекать. Мы сейчас с ФСБ разбираемся, постараемся». Сократив все лишнее в путанной речи докладчика, получим: «в условиях санкционного давления надо пресекать появление лекарств, и мы с ФСБ постараемся».

Вероятно, идет процесс не столько «проталкивания» препаратов иностранной фармой, сколько ее выталкивание с российского рынка. Очевидно, в наше смутное время все структуры стараются внести лепту в развитие отечественной промышленности и импортозамещение буквально любой ценой. Однако цена здоровья людей высоковата для подобного пути. Возможно, вскружил голову опыт производства российских бигмаков.

Неужели в самом деле?

Для начала сложно представить описанное в реальном воплощении. Требования современного комплаенса (внутреннего контроля) в фармотрасли куда строже российских законов, в том числе о конфликте интересов. Это сужает деятельность фармы до коридора образовательных мероприятий, аналитики, исследований, благотворительной помощи и подобных активностей.

В 2016 году до России добрались так называемые «солнечные» нормы, согласно которым компании – члены Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) обязаны ежегодно раскрывать информацию о платежах в пользу специалистов и организаций здравоохранения. Из года в год фарма исправно публикует отчеты, обозначая по пунктам кому, что, за что и когда. Кроме того, информация о поддержке мероприятий подается в Росздравнадзор, что дает возможность мониторить и контент.

Возможно, именно эти суммы возбудили интерес Росфинмониторинга и ФСБ. А может, пожертвования в виде лекарственных средств лечебным учреждениям. Чем, собственно, не «проталкивавание»? А может, и вовсе простое назначение препаратов пациентам. Остается только гадать, так как фактология в докладе отсутствует; даже неясно, что передано на 500 миллионов – лекарств или денег. А посыл «надо пресекать появление лекарств» свидетельствует о большей близости к Кремлю, чем к здравоохранению и здравомыслию.

За что аборигены съели Кука?

На данном этапе российская медицина едва ли состоятельна без иностранных лекарств. Конечно, российские компании развились за последние годы и сумели, кроме дистрибуции и производства дженериков, наладить выпуск и некоторых оригиналов, однако плевать в иностранный колодец определенно рановато. В онкологии на долю иностранных лекарств уже в 2019 году приходилось порядка 72% от всего объема затрат на закупку, а в 2021 году и по итогам 4 месяцев 2022 года показатель достиг рекордных 83%. Конечно, если считать в упаковках, заметен обратный тренд, однако до полноценного импортозамещения нам еще далеко, особенно учитывая тот факт, что большинство отечественных препаратов зависимо от импортных фармсубстанций. Вливание миллиардов в «Газпром нефть» порождает только фантазии о способности нефтянки производить сырье для фармсубстанций.

Помимо этого, образование врачей все годы стоит на плечах фармкомпаний. Профессиональные конференции, мероприятия и конгрессы проходят при их поддержке, что является мировой нормой и не нарушает требований антикоррупционного законодательства. Последние 20–25 лет российские ученые благодаря фарме получили выход на международные профессиональные площадки: участие в мировых конгрессах и клинических исследованиях, доступ к подпискам на научные журналы, порталы и многое другое, что дало мощнейший толчок к развитию не только отечественной медицины, но и отечественной фармпромышленности. Образовательные программы и издательская деятельность внутри России также все годы щедро спонсируются иностранной фармой, притом в основном производителями оригинальных препаратов. Большинство дженериковых компаний ориентированы больше на бизнес, нежели на развитие профсообщества.

Фарма выполняет огромную работу по аналитике и совершенствованию отрасли, вкладывает колоссальные средства в клинические, молекулярно-генетические исследования и др. Все это позволяет нашим пациентам получить ранний доступ к современной терапии и, соответственно, повышает качество медицинской помощи.

Уход западной фармы приведет к деградации медицинского образования и сузит возможности пациентов. Поэтому информация о расследовании ФСБ, конечно, вызывает интерес – но больше тревогу, как любая первая серия плохого детектива.

Все не так, ребята

Ну и наконец, механизмы работы и продвижения препаратов иностранными и отечественными фармкомпаниями в целом идентичны, поэтому не совсем ясно, чем «проталкивание» одних отличается от «проталкивания» других. Разве что отечественному производителю дано в этом больше преимуществ и возможностей.

К примеру, введено правило «второй лишний» (победа в тендерах достается поставщику препарата, производство которого организовано в одной из стран ЕАЭС), которое с 2024 года планируется распространить на все стратегически значимые препараты. В пилот уже попали 4 онкопрепарата: бевацизумаб, иматиниб, ритуксимаб и трастузумаб.

Кроме того, в марте принят закон о расширении границ допустимого снятия патентной защиты, отменена выплата компенсаций правообладателям из «недружественных» стран, т. е. всем, а в мае Правительство РФ даже допустило экспорт лекарств, произведенных без согласия патентообладателя.

Глава Минпромторга Денис Мантуров на удивление доступно прокомментировал новые нормы: «В случае отказа поставлять в РФ иностранные лекарства может быть применена процедура принудительного лицензирования, и Россия будет производить их собственными силами».

Иначе говоря, теперь уход с рынка грозит потерей патента, притом даже без права получения роялти. Все это принято рассматривать как механизм импортозамещения. Но ряд мер выходит за рамки международного соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), носит избыточный характер и может привести к увеличению доли контрафактных и некачественных товаров.

Будет ли когда-нибудь у мартышки дом?

Бесспорно, отечественному производителю нужно дать зеленый свет, однако для этого совершенно не обязательно ломать чужой светофор. В наше время это может на раз перекрыть все дорожное движение, что лишит пациентов достойного лекобеспечения, а врачей – возможности учиться и развиваться.

И без того иностранные фармкомпании еще весной прекратили клинические исследования препаратов и заморозили большую часть активностей. Однако жесткие санкции не коснулись медицины, и поставки большинства оригинальных препаратов сохранены, несмотря на сложности логистики и фиксацию старых цен на ЖНВЛП. Поэтому неясно, о каких условиях санкционного давления доложено президенту, и уж тем более неясно – кто кого вынуждает «жить по этим правилам».

Хочется верить, что уважаемые знатоки отличат market access (доступ на рынок) от «проталкивания», а импортозамещение от зачищения, ведь дезинформация первого лица, как известно, может привести к плачевным последствиям. Никто не мешает нашей фарме органично, спокойно и без «хакерских атак» встраиваться в современную фарминдустрию, хотя, как ни крути, это займет годы, несмотря на придворные клятвы о «достигнуть, перестигнуть, первыми в мире и без раскачки».

5/07/2022, 16:21
Комментарий к публикации:
Медвестник
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Off-label или off-use?

Недавно газета «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов нашего фонда сообщила, что премьер-министр Михаил Мишустин своим постановлением разрешил применение препаратов офф-лейбл только у пациентов до 18 лет, в то время как у взрослых оно по-прежнему за рамками правового поля, что влечет для врачей и клиник серьезные риски юридической ответственности.

Недолго думая, Минздрав России тотчас опроверг это, сообщив ТАСС, что применение лекарственных препаратов офф-лейбл у пациентов старше 18 лет возможно на основании решения врачебной комиссии (ВК).

Недоумевающее профессиональное сообщество обратилось к нам за прояснением ситуации: так можно или нельзя назначать препараты офф-лейбл взрослым пациентам?

Отвечаю коротко: нет, нельзя, однако далее комментирую подробно и по существу.

Детская регуляторика

Регуляторика офф-лейбл инициирована в прошлом году вице-спикером парламента Ириной Яровой и экспертами НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева. Поводом стало выпадение до 80–90% лекарственной терапии из проектов стандартов медпомощи по детской онкогематологии. Причиной – давнее нахождение офф-лейбл за рамками правового поля.

С юридической точки зрения такое применение препаратов незаконно и нарушает критерии качества и безопасности медицинской помощи, что чревато юридической ответственностью вплоть до уголовной (ст. 238 УК РФ). При этом надо сказать, что практика и закон все эти годы существовали параллельно друг другу и пересекались разве что в суде, при проверках органов надзора и на конференциях по медицинскому праву. Подробный разбор данного вопроса есть в одном из наших материалов.

Итак, 17 мая премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил перечень заболеваний, при которых допускается применение лекарственных препаратов вне инструкции (офф-лейбл). Распоряжение правительства является подзаконным актом к закону от 30.12.2021 №482-ФЗ, который разрешил использование режимов офф-лейбл у несовершеннолетних пациентов и допустил их включение в стандарты медпомощи и клинические рекомендации (п. 14.1 ст. 37 федерального закона №323-ФЗ).

В перечень вошло 21 заболевание, не только онкогематологические, но и ряд других (болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, психические расстройства, донорство костного мозга, COVID-19 и др.). В распоряжении прямо не указано, что оно относится исключительно к детскому контингенту, однако об этом говорит ссылка на п. 14.1 ст. 37 федерального закона №323-ФЗ во вводной части документа.

Помимо перечня, правительство должно определить требования к лекарственным препаратам, применение которых допускается в соответствии с показателями (характеристиками), не указанными в инструкции (п. 14.1 ст. 37 федерального закона №323-ФЗ). Пока что такой акт не принят, проект в открытых источниках не представлен. Сложно предположить специфику и объем этих требований. Очевидно, что это наличие схемы офф-лейбл в клинреках со ссылками на научные источники. Скорее всего, будут и какие-то дополнительные требования, иначе не нужен отдельный акт правительства.

Закон и подзаконные акты вступят в силу с 1 июля 2022 года и урегулируют применение офф-лейбл у несовершеннолетних, что обнажит незаконность подобных назначений у взрослых, которая была не менее бесспорна, но все-таки не столь очевидна. Принятие закона подтвердило нелегальный статус офф-лейбл, который изменен только в отношении детской категории пациентов.

Синхронный поворот

Необходимо принять идентичные шаги для урегулирования офф-лейбл у взрослых. Иначе врачи окажутся в юридически крайне опасных условиях работы, а пациенты могут остаться без необходимой терапии. Взрослая онкология не столь зависима от офф-лейбл, как детская, однако тоже немало схем в клинических рекомендация указаны через #, обозначающую режим вне инструкции. Во взрослой онкогематологии проблема офф-лейбл не менее острая, чем в детской.

Для синхронного урегулирования вопроса у взрослых оптимально предпринять следующее:

  • Принять закон с целью внесения изменения в п. 14.1 ст. 37 федерального закона №323-ФЗ в целях ее распространения на все группы пациентов, а не только на несовершеннолетних.
  • Внести при необходимости изменения в перечень заболеваний (состояний), при которых допускается применение лекарственных препаратов вне инструкции (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В части онкологии правки не требуются, так как диагнозы с кодом С включены. Требуется изменение п. 14.1 ст. 37 федерального закона №323-ФЗ, на который идет ссылка в распоряжении, так как согласно действующей редакции закона право назначать препараты офф-лейбл касается только несовершеннолетних пациентов.
  • Принять требования к лекарственным препаратам (утверждает Правительство России). Акт должен быть принят в любом случае, крайне важно включить в него адекватные требования в целях сохранения нормальной практики применения терапии офф-лейбл.
  • Переработать принятые стандарты медицинской помощи при онкологических заболеваниях в целях включения в них лекарственных препаратов, назначаемых вне инструкции (текущие редакции документов исключают данные схемы, несмотря на их наличие в клинических рекомендациях).
  • Проработать КСГ в части дополнения схемами терапии офф-лейбл.

Опасные заблуждения

За последние годы сформировался ряд опасных заблуждений о законности офф-лейбл. Пройдемся же по ним тяжелой юридической пятой.

Заблуждение

Правовая реальность

Режимы офф-лейбл вошли (со значком #) в клинические рекомендации, следовательно они законны. Отсутствие препаратов, применяемых офф-лейбл, в стандартах медицинской помощи не критично, так как последние используются для экономических целей, а для врача главным документом служат клинические рекомендации

Несмотря на то, что режимы офф-лейбл вошли в клинические рекомендации нового поколения в соответствии с приказом Минздрава от 28.02.2019 №103н*, это не сделало их использование законным, так как дальнейшей системной регламентации норм не последовало.


Именно поэтому схемы офф-лейбл и не вошли в стандарты медицинской помощи (которые, согласно закону**, разрабатываются на основе рекомендаций), ведь в отличие от рекомендаций стандарты являются нормативно-правовыми актами, обязательными к применению. И никакая особая «узкоэкономическая» роль стандартов законодателем не определена. Базовый федеральный закон №323-ФЗ***, Порядок назначения лекарственных препаратов**** и иные акты в совокупности не допускают использование препаратов офф-лейбл.

У пациентов младше 18 лет применение препаратов офф-лейбл станет допустимым с 1 июля 2022 года – после вступления в силу федерального закона №482-ФЗ и его подзаконных актов – специально принятых с целью легализации офф-лейбл. Только после этого станет возможно и их включение в стандарты медпомощи

Режимы офф-лейбл попали в КСГ. Оплата назначений офф-лейбл в системе ОМС говорит о законности такой деятельности

Оплата назначений офф-лейбл в системе ОМС не говорит о законности такой практики, так как КСГ является системой тарификации медицинской помощи и не регулирует порядок использования лекарственных препаратов

Назначения офф-лейбл законны на основании решения ВК

ВК не имеет подобных полномочий. Практика подобных назначений свидетельствует разве что о превышении ВК своих полномочий. Порядок создания и деятельности ВК*****, Порядок назначения лекарственных препаратов****** и иные нормативные правовые акты не содержат указаний на подобные функции ВК.

Нередко за полномочие ВК назначать офф-лейбл ошибочно принимается право ВК назначать препараты, не входящие в стандарт медпомощи или не предусмотренные клиническими рекомендациями, в случае индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям (п. 15 ст. 37 федерального закона №323-ФЗ)

Запрещено использование незарегистрированных лекарственных препаратов (офф-лейбл), а использование зарегистрированных препаратов даже не в соответствии с инструкцией допустимо

Офф-лейбл – это применение зарегистрированных лекарственных препаратов не в соответствии с инструкцией. Видов таких назначений более десяти, в том числе использование препарата по показаниям, не указанным в инструкции; без учета противопоказаний, указанных в инструкции; использование препарата в дозах, по схеме, в комбинации, в режиме или по иным параметрам, отличающимся от указанных в инструкции и др.

Применение незарегистрированных препаратов не входит в понятие офф-лейбл

Инструкции к препаратам не обязательны, так как не являются нормативными актами

Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата обязательна к соблюдению. Она обладает свойствами нормативного характера, так как входит в состав регистрационного досье, согласовывается с Минздравом России в ходе государственной регистрации препарата и выдается одновременно с регистрационным удостоверением.

Изменение инструкции, в том числе сведений о показаниях к применению препарата, требует проведения новых клинических исследований и экспертизы качества препарата. Это позволяет квалифицировать использование офф-лейбл как нарушение критериев качества и безопасности медицинской помощи

Раз нет четкого запрета на применение офф-лейбл, следовательно оно допустимо

Совокупность норм права свидетельствует о недопустимости назначений офф-лейбл, за исключением такого использования препаратов у пациентов до 18 лет, которое станет допустимым с 1 июля 2022 года

Примечания.

Взгляд в будущее

Нормы вступят в силу с 1 июля 2022 года и допустят применение у детей лекарственных препаратов не по инструкции.

При этом надо сказать, что практика и закон все эти годы существовали параллельно друг другу и пересекались разве что в суде, при проверках органов надзора и на конференциях по медицинскому праву. Повальной карательную практику по поводу офф-лейбл назвать нельзя, однако немалое количество приговоров свидетельствует о юридической шаткости подобных назначений, сделанных врачами по убеждению в их законности. Что тут говорить, когда сам Минздрав во всеуслышанье сообщает о якобы допустимости назначений офф-лейбл на основании решения ВК.

30/05/2022, 19:36
Комментарий к публикации:
ТАСС
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
Главный редактор
Легализация офф-лейбл: эффективность терапии и экономия бюджета

Я возглавлял проект по разработке общественными противораковыми организациями клинических рекомендаций нового поколения. За два года нами было сдано 84 документа.

Экспертами были включены схемы лекарственной терапии офф-лейбл, т. е. не в соответствии с инструкцией по применению, но в соответствии с мировой практикой.

Нормативная база позволила ввести такие схемы в клинические рекомендации под значком # с обязательным указанием доказательных источников. Однако такая терапия не перешла в стандарты медицинской помощи, т. е. юридической и экономической поддержки режим офф-лейбл не получил. В итоге – полная неразбериха и неясность, что можно, а что нельзя. Я изначально сообщал главному внештатному онкологу, что одно дело – сделать клинреки, и совсем другое – создать условия для их реализации. Должна быть адекватно проработана вся цепочка норм от клинических рекомендаций до тарифов ОМС, а здесь без независимых юристов и экономистов не обойтись. Однако в ответ мне было сказано, что эти вопросы – в компетенции регулятора, а не общественных организаций. Это вызвало у меня недоумение, так как профсообщество потратило кучу сил на подготовку клинических рекомендаций не для того, чтобы они легли в стол или применялись серединка на половинку, притом по неясным для врачей и клиник правилам игры.

Сейчас фонд «Вместе против рака» взял на себя фактически реэкспертизу всех документов, проводит полный разбор норм от клинреков до тарифов, выявляет ошибки и неточности в правопреемственности положений, ведет большую работу по их гармонизации.

Я с восхищением смотрю на коллег из центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева, которые целеустремленно и активно работают над системностью своих норм, добиваются изменений, не боятся вступать в диалог и даже прения с регулятором. Для них важно не только благополучие пациентов, но и адекватные, прозрачные условия работы детских онкологов. Поэтому я нисколько не удивлен, что именно они смогли пробить закон, позволяющий применять препараты офф-лейбл у детей. Надо отдать должное и вице-спикеру Госдумы Ирине Яровой – она сыграла в этом большую, возможно даже ключевую роль. Я знаю, какими невероятными усилиями получилось это реализовать, притом вся медицинская общественность «дипломатично» боялась озвучить проблему и поддержать коллег. Когда стало ясно, что в детской онкологии вопрос офф-лейбл решен, «проснулись» и остальные педиатрические специальности. В итоге в список правительства вошли не только онкологические, но и другие заболевания. А «взрослые» специальности ждут у моря погоды.

Во взрослой онкогематологии тема офф-лейбл такая же острая, как в детской (где чуть ли не 90% препаратов используются не по инструкции). Во взрослой онкологии количество схем офф-лейбл доходит до 50–60%. Во-первых, инструкции к препаратам для классической химиотерапии не обновлялись давным-давно. Фармкомпании, потеряв патенты, потеряли и интерес к регистрации новых показаний препаратов. Им невыгодно вкладываться в регистрацию изменений, так как на рынке появилось множество дженериков. Но тем не менее эти препараты активно применяются, являясь золотым стандартом лекарственной терапии. Плюс к тому старые препараты исследуются в новых комбинациях. Новые препараты тоже не всегда используются четко по инструкции: она просто не поспевает за мировой клинической практикой, появляются новые режимы дозирования, новые показания. Внесение изменений в инструкцию — это фактически новая регистрация препарата, новые клинические исследования, в России все это растягивается на годы.

Поэтому у взрослых также необходимо урегулировать применение препаратов офф-лейбл, разрешив включать их в стандарты медицинской помощи. Без этого медицинская организация не получит деньги за проведенное лечение. А врачи, боясь юридической ответственности, просто перестанут применять такие схемы. Кроме того, что эта ситуация негативно скажется на пациентах, лишит врача выбора последовательности линий терапии, все это еще и бьет по бюджету. Повторюсь, многие схемы классической химиотерапии несопоставимо дешевле дорогостоящей современной таргетной или иммунной терапии, например. Регулятор трубит о якобы раздувании бюджета при легализации офф-лейбл, в то время как в реальности это в разы экономит бюджет.

23/05/2022, 15:58
Комментарий к публикации:
Издание «Коммерсант.ru»
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все