Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Минздрав ставит целевые показатели по улучшению здоровья россиян. А когда не достигает их — манипулирует статистикой

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Пост-релиз
8 июня 2021
1083

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Выпуск программы «Час онкологии с Полиной Габай» 2 июня 2021 года был посвящен теме «Онкологическая помощь в системе московского здравоохранения». Это третья встреча в рамках успешно стартовавшего в этом году нового образовательно-аналитического проекта Фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» в партнерстве с юридической компанией «Факультет медицинского права». Главная задача проекта – независимый анализ имеющихся организационных, юридических, экономических и этических проблем, связанных с оказанием онкологической помощи, в том числе обсуждение вопросов лекарственного обеспечения.

Участники:

Ведущая: Габай Полина Георгиевна – адвокат, учредитель юридической компании «Факультет Медицинского Права», вице-президент Фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака», член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов

Гости:

Гаджиева Саида Мердановна – заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы

Антипова Юлия Олеговна – заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы

В рамках краткого обзора новостей медицинского законодательства Полина Габай напомнила об основных изменениях, введенных новым порядком оказания онкологической помощи взрослым. А также прокомментировала иные важные акты: проект Минздрава России о назначении препаратов офф-лейбл, федеральный закон об обращении незарегистрированных медизделий для диагностики in vitro, новый порядок информирования о выявленных нарушениях при оказании медпомощи в соответствии с территориальной программой ОМС, новый порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Столичный онкостандарт: особенности, преимущества и проблемы

В ходе «Часа онкологии с Полиной Габай» эксперты обсудили вопросы организации онкологической помощи в системе московского здравоохранения.

Заметным событием в здравоохранении стал прошедший в мае первый Московский международный онкологический форум. Как сообщила Саида Гаджиева, предпосылкой к проведению мероприятия стала необходимость подведения промежуточных итогов перехода на новый московский онкологический стандарт.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Поводом к принятию стандарта в конце 2019 года послужили давние проблемы: недостаточно налаженный учет пациентов, нечеткие сроки оказания медпомощи, места оказания помощи.

Новый стандарт утвердил «территориальную схему ответственности» медицинских организаций. По словам Саиды Гаджиевой, в результате реорганизации в составе шести крупнейших стационаров создано девять центров амбулаторной онкологической помощи. Кроме того, на базе всех шести стационаров организованы патоморфологические лаборатории с полным спектром клинических возможностей, позволяющих в том числе правильно назначать таргетную и иммунную терапию.

Эксперт отметила, что структурные преобразования в системе маршрутизации позволили организовать лечение пациента преимущественно в рамках одной медицинской организации, где он может пройти все этапы – от диагностики онкологического заболевания до диспансерного наблюдения. При этом у пациента сохраняется возможность получать медицинскую помощь в федеральном учреждении или иной клинике.

Тем не менее, московские пациенты жалуются на то, что были упразднены онкологические кабинеты в поликлиниках и теперь им приходится обращаться за помощью в ЦАОПы, заметила Полина Габай. Саида Гаджиева ответила, что имеющегося числа ЦАОПов вполне достаточно – при разработке концепции онкологической помощи рассчитывалось необходимое количество ЦАОПов, численность врачей с учетом их специализаций. «Поэтому я думаю, что в Москве количество ЦАОПов адекватно имеющейся потребности. Все ЦАОПы располагаются в онкодиспансерах, то есть территориальных изменений не произошло», – заключила она.

Также заместитель руководителя Депздрава сообщила о запланированном на этот год открытии трех новых зданий центров амбулаторной онкологической помощи, организованных по новому стандарту. «Это абсолютно новые площади, которые обеспечивают и комфорт пребывания пациента, и новую логистику, и зонирование, и полный спектр возможностей диагностики и лечения пациента», – отметила Саида Гаджиева.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
«В кабинет в поликлинике невозможно поставить высококлассное оборудование, которое сейчас есть в ЦАОПе. Там проводится все – эндоскопия, КТ, маммография, т.е. полный объем обследований. Гораздо проще один раз пройти все обследования, нежели ходить в разные подразделения поликлиники», – убеждена и Юлия Антипова.

Лекарства для московских онкопациентов

Одной из особенностей онкологической помощи в Москве является лекарственное обеспечение, отметила Полина Габай. Она уточнила, что речь идет о постановлении Правительства Москвы от 12 марта 2019 г. № 177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями». В профессиональной среде документ чаще называют «постановление о 6 ЗНО», поскольку он регулирует порядок лекарственного обеспечения пациентов, имеющих злокачественные новообразования из числа шести нозологий – ЗНО молочной железы, предстательной железы, почки (кроме почечной лоханки), бронхов и легкого, колоректальный рак, злокачественную меланому кожи, а также ЗНО самостоятельных (первичных) множественных локализаций.

Как пояснила Юлия Антипова, в постановление включены самые распространенные типы заболеваний, страдающие ими пациенты больше всего нуждаются в лекарственной терапии.

Чтобы исключить возможность недофинансирования, тариф разделили на две части: одна часть – базовая, вторая – для возмещения стоимости затрат на лекарственные препараты, вошедшие в постановление № 177. «Стоимость препарата в расчете на одного пациента может доходить до 2 млн рублей и выше за курс лечения. Врач не должен думать, покрывает тариф это лечение или нет, врач должен назначить ту терапию, которая показана. Соответственно, фонд компенсирует затраты», – сообщила Юлия Антипова.

Как заметила Полина Габай, 86 препаратов, включенных в постановление № 177, оказались в некоем привилегированном списке: врачи в больницах знают, что при их назначении можно не думать о стоимости – оплата будет произведена.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Юлия Антипова согласилась с этим утверждением и сообщила, что в 2019 году из бюджета города Москвы на финансирование программы всего лекарственного обеспечения в онкологии (по 6 ЗНО и вне 6 ЗНО) было выделено более 15 млрд рублей. Кроме того, из федерального бюджета город получает средства в виде субвенций и субсидий, которые в том числе идут на финансирование льготного лекарственного обеспечения пациентов из числа так называемых федеральных льготников. Закупаются в том числе и незарегистрированные лекарственные препараты. «Даже если пациенту назначен незарегистрированный лекарственный препарат, мы его все равно купим и пациента обеспечим по жизненным показаниям», – заверила Юлия Антипова.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос Полины Габай о том, как больницы назначают препараты, находящиеся за пределами перечня постановления № 177, и препараты, предназначенные для лечения онкологических заболеваний, не отнесенных к 6 ЗНО, заместитель главы Депздрава отметила, что оплата таких лекарств не покрывается базовым тарифом. Юлия Антипова подчеркнула, что в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара пациенты получают эти препараты в рамках системы льготного лекарственного обеспечения по бесплатным рецептам, а в стационарных условиях такая проблема не стоит, поскольку химиотерапия в стационаре проводится крайне редко.

Полина Габай обратила внимание на то, что, помимо не содержащихся в перечне ЖНВЛП девяти препаратов, включенных в постановление № 177, есть также лекарства, которые входят в федеральные клинические рекомендации и перечень ЖНВЛП, но по каким-то причинам они оказались вне постановления № 177 и перечня 86 препаратов. В ответ Юлия Антипова сообщила, что при принятии постановления № 177 решение о том, какие препараты действительно нужно включать в перечень, принимало в том числе медицинское сообщество.

Как пояснила Полина Габай, препараты вне перечня для лечения пациентов с 6 ЗНО тоже могут назначаться пациенту, но через городской онкологический консилиум.

Саида Гаджиева сообщила, что Городской консилиум по профилю «онкология» функционирует в Москве с начала текущего года. В состав этого экспертного органа вошли ведущие врачи-онкологи города под председательством главного внештатного специалиста-онколога Депздрава Москвы Игоря Хатькова. Консилиум создан в первую очередь для обсуждения сложных клинических случаев. В задачи городского консилиума входит также принятие решений о назначении незарегистрированных лекарственных препаратов и препаратов, не предусмотренных клиническими рекомендациями. «Через городской онкологический консилиум прошло уже более ста пациентов и в основном это пациенты, которым требуется назначение третьей и последующей линии терапии, когда возможные стандартные схемы исчерпаны», – рассказала гость программы.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос Полины Габай об обновлении перечня лекарственных препаратов из постановления № 177, Юлия Антипова заверила, что в ближайшее время состоятся общественные слушания, на которых будет рассматриваться вопрос о перечне препаратов, однако заранее сложно прогнозировать, какие именно препараты по итогам слушаний войдут в обновленный перечень.

В завершение темы лекарственного обеспечения Полина Габай высказала собственную позицию: отчасти московский порядок лекобеспечения пациентов с 6 ЗНО действительно превышает федеральные гарантии, но положения регионального законодательства при этом не должны ограничивать права пациентов по сравнению с федеральным законодательством. «Те препараты, которые входят в перечень ЖНВЛП и федеральные клинические рекомендации, должны также входить в постановление № 177 и назначаться без всяких препонов, к которым в том числе можно отнести городской онкоконсилиум, поскольку он не предусмотрен федеральным законодательством. В то же время не стоит сильно акцентировать внимание на конкретных нормах регионального законодательства, ведь их можно изменить», – заключила Полина Габай.

Участие частных клиник в оказании онкологической помощи

В качестве приглашенного эксперта со стороны медицинского сообщества выступил врач-онколог Михаил Ласков. Оценивая систему лекарственного обеспечения, гость программы отметил, что, с одной стороны, в Москве онкологические пациенты обеспечиваются необходимыми препаратами (в том числе дорогостоящими) гораздо лучше, чем в других регионах, с другой стороны, массив столичных документов, регулирующий порядок лекобеспечения, может усложнять процесс назначения этих препаратов. В то же время эксперт подчеркнул, что избыточная регуляторика является не только московской, но и федеральной проблемой, которая в определенной степени затрудняет работу врача.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
В ходе встречи был поднят вопрос о включении частных клиник в систему маршрутизации. Саида Гаджиева указала на то, что приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.01.2020 №16 «Об оказании медицинской помощи по профилю «онкология» в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» не регламентирует всю маршрутизацию и не определяет, где конкретно лечиться пациенту. Акт регламентирует лишь обязательства и ответственность городских больниц в части территориального закрепления, и при этом содержит норму о том, что решение принимает сам пациент. «Согласно федеральному законодательству пациент имеет право выбора и может быть направлен в иные медицинские учреждения, которые участвуют в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи», – сказала она.

Саида Гаджиева добавила, что в Москве приняты отдельные приказы, регламентирующие оказание некоторых видов помощи – например, проведение лучевой терапии. Так, около 70% объемов лучевой терапии оказывают именно частные медицинские организации, подключены частные московские клиники и к проведению ПЭТ-КТ. В 2020 году около 20% московских онкопациентов получали помощь в федеральных учреждениях.

Отвечая на вопрос Полины Габай о том, почему основа онкологической помощи в Москве все же строиться на городских учреждениях, Саида Гаджиева подчеркнула, что в настоящий момент региональная система учреждений здравоохранения нисколько не уступает ни федеральным институтам, ни частным организациям.

Московский канцер-регистр

Еще одна составляющая московского онкологического стандарта – канцер-регистр, который призван обеспечивать персонифицированный учет, маршрутизацию и ведение пациентов. Как сообщила Саида Гаджиева, Москва ведет свой регистр онкологических больных с 1992 года. Раньше информация поступала на бумажных носителях, часто с запозданием, поэтому не всегда была актуальной и достоверной.

В прошлом году началась работа по обновлению канцер-регистра: он стал частью Единой медицинской информационно-аналитической системы, в которую вносятся данные о пациенте. Благодаря этому врач-онколог имеет доступ ко всей медицинской документации пациента в том числе к выписным эпикризам, результатам исследований, протоколам онкологических консилиумов и т.д. «Мы видим полный контур клинической информации пациента. Ему больше не нужно приходить со своим диском из клиники, где он сделал КТ, чтобы врач снова расшифровывал или повторял исследование. В онкопаспорте пациента отображаются все актуальные данные», – заверила Саида Гаджиева.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
При этом, обратила внимание Полина Габай, неизбежно возникают юридические вопросы, касающиеся согласия пациента на размещение сведений о нем в единой информационной системе, а также правового статуса региональных регистров и их интеграции с федеральным канцер-регистром. В контексте последнего замечания Саида Гаджиева подчеркнула, что Москва два предыдущих года в установленном порядке передавала информацию в институт Герцена, который администрировал федеральный раковый регистр.

Полина Габай добавила, что правовой статус федерального канцер-регистра довольно сомнителен, и обязанность регионов передавать данные в федеральный регистр на нормативном уровне не закреплена.

Она также напомнила, что ценная информация, которая собирается в канцер-регистре, должна подвергаться качественной аналитике.

Спрашивают зрители

В завершении дискуссии эксперты ответили на вопросы зрителей программы. Комментируя вопрос о статусе медицинских методологий, Полина Габай высказала мысль, что их появление в московских актах скорее нужно расценивать как некую техническую ошибку, поскольку фактически любые назначения пациенту осуществляются в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями. «Медицинские методологии нужны были для того, чтобы посчитать, какие лекарственные препараты и в каком количестве следует закупить. Методологии были прикладным инструментом для правильного планирования объемов», – пояснила Юлия Антипова.

Зрителей волновали и конкретные вопросы. Например, когда анализы, назначенные онкологом в диспансере, можно будет сделать в поликлинике без посещения участкового врача. Саида Гаджиева заверила, что такая возможность в Москве уже существует на протяжении полугода: «Мы изменили всю систему, пациент сейчас не должен посещать терапевта, чтобы тот назначил ему исследования, которые первично были назначены онкологом».

Отвечая на вопрос об оказании психологической помощи онкопациентам, Саида Гаджиева напомнила о работе службы «Онкоконсьерж» (проект «Персональный помощник»). Задача этой службы заключается в персональном сопровождении специально подготовленными людьми пациентов, изъявивших согласие на такую помощь, с момента возникновения подозрения на онкологическое заболевание. Сопровождение осуществляется дистанционно: такой человек организует запись на прием, поможет получить результаты анализов и др. Пока можно подвести промежуточные результаты полугодовой работы проекта «Персональный помощник», однако к настоящему времени сервисом пользуется уже около 16 тысяч пациентов, подчеркнула Саида Гаджиева.

Был задан также вопрос о возможности получения таблетированных форм лекарственных препаратов в дневном стационаре. Юлия Антипова сообщила, что на такие лекарства выписывается рецепт, и пациент получает сразу всю упаковку: «Если препарат выдавать в дневном стационаре, то де-юре пациент должен приходить каждый день за своей таблеткой, что вряд ли удобно». Полина Габай добавила, что это известная коллизия, поскольку согласно федеральному законодательству таблетированные формы полагаются и в дневном стационаре, однако на практике пациенты обеспечиваются препаратами в амбулаторных условиях.

Зрителям интересно было узнать мнение экспертов и по вопросу доступности исследований, цель которых – определить мутаций в генах при некоторых онкологических заболеваниях. Саида Гаджиева сказала, что уже введено достаточное количество тарифов на генетические исследования, для которых существуют стандартизованные тесты, имеющие регистрационные удостоверения.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос о сотрудничестве московского городского канцер-регистра с Международной ассоциацией раковых регистров, Саида Гаджиева сообщила, что столичный канцер-регистр пока не является членом Ассоциации. Полина Габай добавила, что долгое время единственным российским регионом, который передавал данные в международный регистр, был Санкт-Петербург. Сложности взаимодействия с международным регистром заключаются в несоответствии российского формата сбора данных международному.

В завершение Полина Габай поблагодарила заместителей руководителя Департамента здравоохранения Москвы Саиду Гаджиеву и Юлию Антипову за уникальную возможность подискутировать и получить экспертные ответы на актуальные вопросы организации системы московского здравоохранения в части онкологической помощи.

Фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» подробно проанализировал тему лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве. Подготовлены четыре аналитические статьи, посвященные особенностям лекарственного обеспечения онкопациентов, региональному лекарственному обеспечению в амбулаторных условиях, юридическому статусу и роли московских медицинских методологий, порядку работы городского онкоконсилиума. Помимо очевидных преимуществ проведенный нами анализ позволил выявить ряд проблем, которые были подняты в программе «Час онкологии с Полиной Габай». Мы будем следить за изменениями системы организации московского лекарственного обеспечения, которые, надеемся, не заставят себя долго ждать, и доведем всю актуальную информацию до наших читателей.

telegram protivrakaru
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

При поддержке

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
Главный редактор
Потерянные и забытые
Потерянные и забытые
И снова о документе, который уже больше года никому не дает покоя – приказе №116н – порядке оказания онкологической помощи взрослым, который начал действовать с 2022 года. В адрес этого документа высказано так много замечаний и организаторами здравоохранения, и руководителями лечебных учреждений, и рядовыми врачами, что, казалось бы, говорить больше не о чем. К сожалению, это не так: тема оказалась неисчерпаемой. Эксперты фонда «Вместе против рака» тоже и уже не раз давали оценки новому порядку. Сегодня хочу остановиться на одном аспекте, имеющем колоссальную важность: речь пойдет о двух категориях онкологических больных, которым не нашлось места в новом порядке. Фактически о них просто забыли. Однако не забыл о них следственный комитет. Как раз на днях «Медицинская газета» осветила уголовное дело в отношении врача-хирурга, выполнившего спасительную резекцию ректосигмоидного отдела толстой кишки.

Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь

Таков основной посыл паллиативной помощи. Однако ее возможности ограничены: в частности, для онкологических пациентов не предусмотрена хирургическая помощь. Равно как не предусмотрена она и соответствующим порядком онкологической помощи. Речь о пациентах с распространенным раком, которые не могут быть прооперированы радикально, но нуждаются в паллиативном хирургическом вмешательстве. Такая помощь обеспечивает более высокое качество дожития, например, онкобольных с кишечной непроходимостью, кровотечениями при распространенном процессе, с нарушением оттока мочи, скоплением жидкости в плевральной или брюшной полости и т. д. Химиотерапевты не могут без стабилизации состояния провести таким пациентам лекарственное лечение. В специализированных онкологических учреждениях симптоматическая хирургия не предусмотрена. Да и вообще система паллиативной помощи не подразумевает хирургию. В неспециализированных учреждениях таких пациентов теперь тоже не ждут, если стационар не включен в региональную систему маршрутизации онкобольных.

С вступлением в силу приказа №116н такой больной может быть госпитализирован в многопрофильный стационар только как неонкологический пациент. Чтобы не нарушать никакие порядки и получить оплату за данный клинический случай, врачи вынуждены хитрить и фантазировать, выдумывая обоснования для госпитализации.

Часть людей обращается за такой помощью в частные клиники. Еще часть – в хосписы и паллиативные отделения, но вот только там нет хирургии. Таким образом, сформировалась когорта онкобольных, на которых действие нового порядка не распространяется. Подсчитать число таких пациентов сложно, так как теперь они находятся вне зоны внимания онкослужбы.

Между небом и землей

Ситуация вокруг этих больных нередко обрастает и дополнительными сложностями, которые недавно освещала наша редакция по результатам большого аналитического исследования, посвященного вопросам паллиативной помощи в России.

Во-первых, не все онкологи сообщают пациенту, что возможности лечения заболевания исчерпаны. Из-за этого не выдают направление в специализированные паллиативные отделения или хосписы. А некоторые просто не знают, что требуется дополнительное заключение. И складывается ситуация, когда пациент не получает онкологическое лечение, поскольку показаний уже нет, но и нет возможности получить паллиативную помощь, поскольку отсутствует направление от врача-онколога. Но наиболее важно то, что в контексте хирургической паллиативной помощи такие пациенты попросту вне курации обеих служб, т. е. без гарантий и помощи.

Во-вторых, имеются интересные особенности в преемственности онкологической и паллиативной помощи, а именно: странное «блуждание» пациентов между паллиативом и онкологией. Это обусловлено тем, что сопроводительная терапия в онкологическом секторе, в том числе уход за пациентом, обезболивание, устранение тошноты и рвоты, толком не регулируется и не оплачивается по программе госгарантий. Поэтому тяжелые, фактически умирающие от осложнений, пациенты попадают в паллиатив. А там при грамотном подходе буквально оживают и возвращаются в онкологические учреждения, чтобы продолжить основное лечение. С клинической точки зрения это нонсенс.

Сопровожден до осложнений

Означенные проблемы онкослужбы дали почву для появления другой когорты онкологических пациентов, оказание помощи которым не предусмотрено ни новым минздравовским порядком, ни иными нормативными актами, регулирующими данную сферу здравоохранения.

Я говорю о тех, кто нуждается в сопроводительной терапии осложнений, наступающих во время лечения онкологических заболеваний. По большому счету к их числу относятся все 100% онкобольных, поскольку те или иные неблагоприятные последствия «химии» возникают у каждого. Таких состояний много: тошнота, рвота, нейтропения, тромбоцитопения, анемия, инфекции, мукозиты, болевой синдром и т. д.

Да, онкологи назначают пациентам препараты, снижающие негативные проявления последствий химиотерапии, в частности противорвотные средства. Но, во-первых, такие препараты покупаются обычно за средства пациентов, во-вторых, состояния могут быть куда более серьезными, они не снимаются приемом таблетированных лекарств и требуют проведения инфузионной либо иной терапии в стационарных условиях. Однако попасть туда не так просто. В онкологической службе вся помощь исключительно плановая, поэтому онкобольной с осложнениями может поступить только в общелечебную сеть, где не всегда знают, как помочь пациенту с диагнозом «онкология» в случае резкого снижения гемоглобина, высокого лейкоцитоза и пр.

Иными словами, из поля зрения авторов порядка оказания онкологической помощи и разработчиков клинических рекомендаций выпала не просто группа больных, а целый раздел лечения. Хотя справедливости ради надо сказать, что «проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения» предусмотрено как одна из функций онкологических учреждений, однако соответствующих условий для реализации нет.

До сих пор нет ни отдельного тома клинических рекомендаций по сопроводительной терапии осложнений онкологических заболеваний, ни соответствующих разделов в профильных клинических рекомендациях по злокачественным новообразованиям, за редким исключением, которое еще больше подтверждает правило. А коль скоро нет клинических рекомендаций по оказанию данного вида медицинской помощи, нет и тарифов на него. А если нет тарифов, медицинские организации не могут заниматься сопроводительной терапией осложнений онкологических заболеваний. Круг замкнулся.

Безусловно, некая положительная тенденция к решению этой проблемы есть. Для начала в последние годы она довольно активно обсуждается. Кроме того, с 2023 года введен подход по использованию коэффициента сложности лечения пациента (КСЛП), который «удорожает» базовый тариф, доплата предназначена для возмещения расходов на сопроводительную терапию. Однако механизм крайне выборочно покрывает препараты, используемые для лечения осложнений, да и сумма в 16–18 тыс. руб. зачастую меньше реальных расходов.

Если бы данный вид медицинской помощи нашел полноценное отражение в клинических рекомендациях и новом порядке, это позволило бы создать в онкодиспансерах отделения сопроводительной терапии, которые принимали бы пациентов с осложнениями в режиме 24/7, в том числе по экстренным показаниям.

Что же происходит в реальности? То же, что и в случае с первой категорией онкобольных: человек сам приобретает нужные препараты и (или) ищет врача или медсестру, которые готовы ему помочь. Какими в случае неблагоприятных событий могут быть юридические последствия такой помощи «по договоренности», несложно представить.

21/03/2023, 12:05
Комментарий к публикации:
Потерянные и забытые
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все