Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

В России вступили в силу положения о лечении детей препаратами офф-лейбл

/
Пост-релиз
8 июня 2021
1396

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве

Автор: Фонд «Вместе против рака»
Выпуск программы «Час онкологии с Полиной Габай» 2 июня 2021 года был посвящен теме «Онкологическая помощь в системе московского здравоохранения». Это третья встреча в рамках успешно стартовавшего в этом году нового образовательно-аналитического проекта Фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» в партнерстве с юридической компанией «Факультет медицинского права». Главная задача проекта – независимый анализ имеющихся организационных, юридических, экономических и этических проблем, связанных с оказанием онкологической помощи, в том числе обсуждение вопросов лекарственного обеспечения.

Участники:

Ведущая: Габай Полина Георгиевна – адвокат, учредитель юридической компании «Факультет Медицинского Права», вице-президент Фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака», член Союза журналистов России, Международной федерации журналистов

Гости:

Гаджиева Саида Мердановна – заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы

Антипова Юлия Олеговна – заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы

В рамках краткого обзора новостей медицинского законодательства Полина Габай напомнила об основных изменениях, введенных новым порядком оказания онкологической помощи взрослым. А также прокомментировала иные важные акты: проект Минздрава России о назначении препаратов офф-лейбл, федеральный закон об обращении незарегистрированных медизделий для диагностики in vitro, новый порядок информирования о выявленных нарушениях при оказании медпомощи в соответствии с территориальной программой ОМС, новый порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Столичный онкостандарт: особенности, преимущества и проблемы

В ходе «Часа онкологии с Полиной Габай» эксперты обсудили вопросы организации онкологической помощи в системе московского здравоохранения.

Заметным событием в здравоохранении стал прошедший в мае первый Московский международный онкологический форум. Как сообщила Саида Гаджиева, предпосылкой к проведению мероприятия стала необходимость подведения промежуточных итогов перехода на новый московский онкологический стандарт.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Поводом к принятию стандарта в конце 2019 года послужили давние проблемы: недостаточно налаженный учет пациентов, нечеткие сроки оказания медпомощи, места оказания помощи.

Новый стандарт утвердил «территориальную схему ответственности» медицинских организаций. По словам Саиды Гаджиевой, в результате реорганизации в составе шести крупнейших стационаров создано девять центров амбулаторной онкологической помощи. Кроме того, на базе всех шести стационаров организованы патоморфологические лаборатории с полным спектром клинических возможностей, позволяющих в том числе правильно назначать таргетную и иммунную терапию.

Эксперт отметила, что структурные преобразования в системе маршрутизации позволили организовать лечение пациента преимущественно в рамках одной медицинской организации, где он может пройти все этапы – от диагностики онкологического заболевания до диспансерного наблюдения. При этом у пациента сохраняется возможность получать медицинскую помощь в федеральном учреждении или иной клинике.

Тем не менее, московские пациенты жалуются на то, что были упразднены онкологические кабинеты в поликлиниках и теперь им приходится обращаться за помощью в ЦАОПы, заметила Полина Габай. Саида Гаджиева ответила, что имеющегося числа ЦАОПов вполне достаточно – при разработке концепции онкологической помощи рассчитывалось необходимое количество ЦАОПов, численность врачей с учетом их специализаций. «Поэтому я думаю, что в Москве количество ЦАОПов адекватно имеющейся потребности. Все ЦАОПы располагаются в онкодиспансерах, то есть территориальных изменений не произошло», – заключила она.

Также заместитель руководителя Депздрава сообщила о запланированном на этот год открытии трех новых зданий центров амбулаторной онкологической помощи, организованных по новому стандарту. «Это абсолютно новые площади, которые обеспечивают и комфорт пребывания пациента, и новую логистику, и зонирование, и полный спектр возможностей диагностики и лечения пациента», – отметила Саида Гаджиева.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
«В кабинет в поликлинике невозможно поставить высококлассное оборудование, которое сейчас есть в ЦАОПе. Там проводится все – эндоскопия, КТ, маммография, т.е. полный объем обследований. Гораздо проще один раз пройти все обследования, нежели ходить в разные подразделения поликлиники», – убеждена и Юлия Антипова.

Лекарства для московских онкопациентов

Одной из особенностей онкологической помощи в Москве является лекарственное обеспечение, отметила Полина Габай. Она уточнила, что речь идет о постановлении Правительства Москвы от 12 марта 2019 г. № 177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями». В профессиональной среде документ чаще называют «постановление о 6 ЗНО», поскольку он регулирует порядок лекарственного обеспечения пациентов, имеющих злокачественные новообразования из числа шести нозологий – ЗНО молочной железы, предстательной железы, почки (кроме почечной лоханки), бронхов и легкого, колоректальный рак, злокачественную меланому кожи, а также ЗНО самостоятельных (первичных) множественных локализаций.

Как пояснила Юлия Антипова, в постановление включены самые распространенные типы заболеваний, страдающие ими пациенты больше всего нуждаются в лекарственной терапии.

Чтобы исключить возможность недофинансирования, тариф разделили на две части: одна часть – базовая, вторая – для возмещения стоимости затрат на лекарственные препараты, вошедшие в постановление № 177. «Стоимость препарата в расчете на одного пациента может доходить до 2 млн рублей и выше за курс лечения. Врач не должен думать, покрывает тариф это лечение или нет, врач должен назначить ту терапию, которая показана. Соответственно, фонд компенсирует затраты», – сообщила Юлия Антипова.

Как заметила Полина Габай, 86 препаратов, включенных в постановление № 177, оказались в некоем привилегированном списке: врачи в больницах знают, что при их назначении можно не думать о стоимости – оплата будет произведена.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Юлия Антипова согласилась с этим утверждением и сообщила, что в 2019 году из бюджета города Москвы на финансирование программы всего лекарственного обеспечения в онкологии (по 6 ЗНО и вне 6 ЗНО) было выделено более 15 млрд рублей. Кроме того, из федерального бюджета город получает средства в виде субвенций и субсидий, которые в том числе идут на финансирование льготного лекарственного обеспечения пациентов из числа так называемых федеральных льготников. Закупаются в том числе и незарегистрированные лекарственные препараты. «Даже если пациенту назначен незарегистрированный лекарственный препарат, мы его все равно купим и пациента обеспечим по жизненным показаниям», – заверила Юлия Антипова.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос Полины Габай о том, как больницы назначают препараты, находящиеся за пределами перечня постановления № 177, и препараты, предназначенные для лечения онкологических заболеваний, не отнесенных к 6 ЗНО, заместитель главы Депздрава отметила, что оплата таких лекарств не покрывается базовым тарифом. Юлия Антипова подчеркнула, что в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара пациенты получают эти препараты в рамках системы льготного лекарственного обеспечения по бесплатным рецептам, а в стационарных условиях такая проблема не стоит, поскольку химиотерапия в стационаре проводится крайне редко.

Полина Габай обратила внимание на то, что, помимо не содержащихся в перечне ЖНВЛП девяти препаратов, включенных в постановление № 177, есть также лекарства, которые входят в федеральные клинические рекомендации и перечень ЖНВЛП, но по каким-то причинам они оказались вне постановления № 177 и перечня 86 препаратов. В ответ Юлия Антипова сообщила, что при принятии постановления № 177 решение о том, какие препараты действительно нужно включать в перечень, принимало в том числе медицинское сообщество.

Как пояснила Полина Габай, препараты вне перечня для лечения пациентов с 6 ЗНО тоже могут назначаться пациенту, но через городской онкологический консилиум.

Саида Гаджиева сообщила, что Городской консилиум по профилю «онкология» функционирует в Москве с начала текущего года. В состав этого экспертного органа вошли ведущие врачи-онкологи города под председательством главного внештатного специалиста-онколога Депздрава Москвы Игоря Хатькова. Консилиум создан в первую очередь для обсуждения сложных клинических случаев. В задачи городского консилиума входит также принятие решений о назначении незарегистрированных лекарственных препаратов и препаратов, не предусмотренных клиническими рекомендациями. «Через городской онкологический консилиум прошло уже более ста пациентов и в основном это пациенты, которым требуется назначение третьей и последующей линии терапии, когда возможные стандартные схемы исчерпаны», – рассказала гость программы.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос Полины Габай об обновлении перечня лекарственных препаратов из постановления № 177, Юлия Антипова заверила, что в ближайшее время состоятся общественные слушания, на которых будет рассматриваться вопрос о перечне препаратов, однако заранее сложно прогнозировать, какие именно препараты по итогам слушаний войдут в обновленный перечень.

В завершение темы лекарственного обеспечения Полина Габай высказала собственную позицию: отчасти московский порядок лекобеспечения пациентов с 6 ЗНО действительно превышает федеральные гарантии, но положения регионального законодательства при этом не должны ограничивать права пациентов по сравнению с федеральным законодательством. «Те препараты, которые входят в перечень ЖНВЛП и федеральные клинические рекомендации, должны также входить в постановление № 177 и назначаться без всяких препонов, к которым в том числе можно отнести городской онкоконсилиум, поскольку он не предусмотрен федеральным законодательством. В то же время не стоит сильно акцентировать внимание на конкретных нормах регионального законодательства, ведь их можно изменить», – заключила Полина Габай.

Участие частных клиник в оказании онкологической помощи

В качестве приглашенного эксперта со стороны медицинского сообщества выступил врач-онколог Михаил Ласков. Оценивая систему лекарственного обеспечения, гость программы отметил, что, с одной стороны, в Москве онкологические пациенты обеспечиваются необходимыми препаратами (в том числе дорогостоящими) гораздо лучше, чем в других регионах, с другой стороны, массив столичных документов, регулирующий порядок лекобеспечения, может усложнять процесс назначения этих препаратов. В то же время эксперт подчеркнул, что избыточная регуляторика является не только московской, но и федеральной проблемой, которая в определенной степени затрудняет работу врача.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
В ходе встречи был поднят вопрос о включении частных клиник в систему маршрутизации. Саида Гаджиева указала на то, что приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.01.2020 №16 «Об оказании медицинской помощи по профилю «онкология» в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» не регламентирует всю маршрутизацию и не определяет, где конкретно лечиться пациенту. Акт регламентирует лишь обязательства и ответственность городских больниц в части территориального закрепления, и при этом содержит норму о том, что решение принимает сам пациент. «Согласно федеральному законодательству пациент имеет право выбора и может быть направлен в иные медицинские учреждения, которые участвуют в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи», – сказала она.

Саида Гаджиева добавила, что в Москве приняты отдельные приказы, регламентирующие оказание некоторых видов помощи – например, проведение лучевой терапии. Так, около 70% объемов лучевой терапии оказывают именно частные медицинские организации, подключены частные московские клиники и к проведению ПЭТ-КТ. В 2020 году около 20% московских онкопациентов получали помощь в федеральных учреждениях.

Отвечая на вопрос Полины Габай о том, почему основа онкологической помощи в Москве все же строиться на городских учреждениях, Саида Гаджиева подчеркнула, что в настоящий момент региональная система учреждений здравоохранения нисколько не уступает ни федеральным институтам, ни частным организациям.

Московский канцер-регистр

Еще одна составляющая московского онкологического стандарта – канцер-регистр, который призван обеспечивать персонифицированный учет, маршрутизацию и ведение пациентов. Как сообщила Саида Гаджиева, Москва ведет свой регистр онкологических больных с 1992 года. Раньше информация поступала на бумажных носителях, часто с запозданием, поэтому не всегда была актуальной и достоверной.

В прошлом году началась работа по обновлению канцер-регистра: он стал частью Единой медицинской информационно-аналитической системы, в которую вносятся данные о пациенте. Благодаря этому врач-онколог имеет доступ ко всей медицинской документации пациента в том числе к выписным эпикризам, результатам исследований, протоколам онкологических консилиумов и т.д. «Мы видим полный контур клинической информации пациента. Ему больше не нужно приходить со своим диском из клиники, где он сделал КТ, чтобы врач снова расшифровывал или повторял исследование. В онкопаспорте пациента отображаются все актуальные данные», – заверила Саида Гаджиева.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
При этом, обратила внимание Полина Габай, неизбежно возникают юридические вопросы, касающиеся согласия пациента на размещение сведений о нем в единой информационной системе, а также правового статуса региональных регистров и их интеграции с федеральным канцер-регистром. В контексте последнего замечания Саида Гаджиева подчеркнула, что Москва два предыдущих года в установленном порядке передавала информацию в институт Герцена, который администрировал федеральный раковый регистр.

Полина Габай добавила, что правовой статус федерального канцер-регистра довольно сомнителен, и обязанность регионов передавать данные в федеральный регистр на нормативном уровне не закреплена.

Она также напомнила, что ценная информация, которая собирается в канцер-регистре, должна подвергаться качественной аналитике.

Спрашивают зрители

В завершении дискуссии эксперты ответили на вопросы зрителей программы. Комментируя вопрос о статусе медицинских методологий, Полина Габай высказала мысль, что их появление в московских актах скорее нужно расценивать как некую техническую ошибку, поскольку фактически любые назначения пациенту осуществляются в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями. «Медицинские методологии нужны были для того, чтобы посчитать, какие лекарственные препараты и в каком количестве следует закупить. Методологии были прикладным инструментом для правильного планирования объемов», – пояснила Юлия Антипова.

Зрителей волновали и конкретные вопросы. Например, когда анализы, назначенные онкологом в диспансере, можно будет сделать в поликлинике без посещения участкового врача. Саида Гаджиева заверила, что такая возможность в Москве уже существует на протяжении полугода: «Мы изменили всю систему, пациент сейчас не должен посещать терапевта, чтобы тот назначил ему исследования, которые первично были назначены онкологом».

Отвечая на вопрос об оказании психологической помощи онкопациентам, Саида Гаджиева напомнила о работе службы «Онкоконсьерж» (проект «Персональный помощник»). Задача этой службы заключается в персональном сопровождении специально подготовленными людьми пациентов, изъявивших согласие на такую помощь, с момента возникновения подозрения на онкологическое заболевание. Сопровождение осуществляется дистанционно: такой человек организует запись на прием, поможет получить результаты анализов и др. Пока можно подвести промежуточные результаты полугодовой работы проекта «Персональный помощник», однако к настоящему времени сервисом пользуется уже около 16 тысяч пациентов, подчеркнула Саида Гаджиева.

Был задан также вопрос о возможности получения таблетированных форм лекарственных препаратов в дневном стационаре. Юлия Антипова сообщила, что на такие лекарства выписывается рецепт, и пациент получает сразу всю упаковку: «Если препарат выдавать в дневном стационаре, то де-юре пациент должен приходить каждый день за своей таблеткой, что вряд ли удобно». Полина Габай добавила, что это известная коллизия, поскольку согласно федеральному законодательству таблетированные формы полагаются и в дневном стационаре, однако на практике пациенты обеспечиваются препаратами в амбулаторных условиях.

Зрителям интересно было узнать мнение экспертов и по вопросу доступности исследований, цель которых – определить мутаций в генах при некоторых онкологических заболеваниях. Саида Гаджиева сказала, что уже введено достаточное количество тарифов на генетические исследования, для которых существуют стандартизованные тесты, имеющие регистрационные удостоверения.

«Час онкологии с Полиной Габай»: специфика онкопомощи в Москве
Отвечая на вопрос о сотрудничестве московского городского канцер-регистра с Международной ассоциацией раковых регистров, Саида Гаджиева сообщила, что столичный канцер-регистр пока не является членом Ассоциации. Полина Габай добавила, что долгое время единственным российским регионом, который передавал данные в международный регистр, был Санкт-Петербург. Сложности взаимодействия с международным регистром заключаются в несоответствии российского формата сбора данных международному.

В завершение Полина Габай поблагодарила заместителей руководителя Департамента здравоохранения Москвы Саиду Гаджиеву и Юлию Антипову за уникальную возможность подискутировать и получить экспертные ответы на актуальные вопросы организации системы московского здравоохранения в части онкологической помощи.

Фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» подробно проанализировал тему лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве. Подготовлены четыре аналитические статьи, посвященные особенностям лекарственного обеспечения онкопациентов, региональному лекарственному обеспечению в амбулаторных условиях, юридическому статусу и роли московских медицинских методологий, порядку работы городского онкоконсилиума. Помимо очевидных преимуществ проведенный нами анализ позволил выявить ряд проблем, которые были подняты в программе «Час онкологии с Полиной Габай». Мы будем следить за изменениями системы организации московского лекарственного обеспечения, которые, надеемся, не заставят себя долго ждать, и доведем всю актуальную информацию до наших читателей.

telegram protivrakaru
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
адвокат, вице-президент фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»
  • кандидат юридических наук
  • учредитель юридической фирмы «Факультет медицинского права»
  • доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • член рабочей группы по онкологии, гематологии и трансплантации Комитета Госдумы РФ по охране здоровья
Антипова Юлия Олеговна
Антипова Юлия Олеговна
заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы
  • преподаватель факультета управления в медицине и здравоохранении Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

При поддержке

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все