Территориальный фонд ОМС (ТФОМС) провел плановую проверку регионального онкодиспансера и выявил нецелевое расходование средств ОМС. Полтора года за счет ОМС онкодиспансер платил зарплаты сотрудникам своей «внутрибольничной аптеки». ТФОМС посчитал, что такие расходы – бремя регионального бюджета. В итоге онкодиспансер обязали вернуть деньги в бюджет ТФОМС и попутно заплатить полумиллионный штраф за «нецелевку». Онкодиспансер не согласился с таким раскладом и обратился в суд с требованием признать решение ТФОМС недействительным.
Позиция ТФОМС: зарплата фармацевтов средствами ОМС не покрывается
ТФОМС нашел брешь в обороне онкодиспансера, использовав его штатное расписание. В локальных документах должности работников аптеки были отнесены на содержание за счет областного бюджета, а фактически зарплаты им платились из бюджета ТФОМС.
Также ТФОМС обратился к Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников. По ней должности заведующего провизора и фармацевта аптеки, по поводу зарплат которых и началась вся эта история, отнесены к должностям фармацевтических работников. А фармацевтическая деятельность, осуществляемая данными работниками, не входит в территориальную программу ОМС и поэтому не может финансироваться из бюджета ТФОМС.
Позиция онкодиспансера: без аптеки не будет и медпомощи
Онкодиспансер настаивал, что обеспечение лекарствами и медизделиями является неотъемлемой частью оказания медпомощи. Без работников аптеки поддержание и восстановление здоровья пациентов невозможно.
В дополнение к этой очевидной истине онкодиспансер сослался на тарифные соглашения за спорный период. Они предусматривали возможность оплаты труда работников внутрибольничной аптеки за счет средств ОМС.
Достучаться до ТФОМС
Чтобы разрешить спор, суд обратился к положениям Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», действовавшего в спорный период. Порядок рекомендовал в структуре онкодиспансера предусматривать аптеку. Что и было сделано истцом по делу – аптека действовала в качестве структурного подразделения и осуществляла хранение и отпуск в отделения онкодиспансера лекарств и медизделий, которые закупались за счет средств ОМС. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности у онкодиспансера тоже была.
Суд, установив данные обстоятельства, отметил: в должностные обязанности работников аптеки не входит обеспечение граждан лекарствами. Следовательно, в спорной ситуации аптека лишь выдает препараты и медизделия врачам для их применения в ходе лечения. Аптека не предоставляет лекарства и медизделия пациентам напрямую и уж тем более не продает их, что явно выходило бы за рамки оказания медпомощи по ОМС.
Учитывая невозможность лечения без лекарств и медизделий, которые хранит и предоставляет врачам внутрибольничная аптека, суд решил: зарплаты штатных фармацевтов онкодиспансера подлежат оплате за счет средств ОМС. Также суд отметил, что сотрудники аптеки принимают «непосредственное участие в оказании медпомощи». Дополнительно в решении суда данная позиция мотивирована на примере заведующего аптекой.
Нет прямого запрета – извольте смириться и выделить деньги
Окончательно похоронены надежды ТФОМС были потому, что в тарифных соглашениях содержался закрытый перечень выплат, которые при формировании тарифов на оплату труда не учитываются. Ни к одному из перечисленных в соглашениях случаев сотрудники аптеки онкодиспансера не относились. Именно благодаря этому зарплаты им платятся силами фонда ОМС – решил суд.
Напоследок суд вернулся к одному из первых доводов ТФОМС и отметил, что указание в штатном расписании на оплату труда работников аптеки за счет средств регионального бюджета не имеет юридической силы. Такой формат определения источника финансирования законом не предусмотрен. Не предусмотрено и согласование штатного расписания с ТФОМС в случае оплаты зарплат из бюджета ОМС.
В итоге суд удовлетворил требования онкодиспансера и признал решение ТФОМС недействительным. ТФОМС попытался обжаловать решение, что не увенчалось успехом – решение первой инстанции апелляция оставила в силе.
Страшно не проиграть суд, а даже не попытаться его выиграть
Чтобы противостоять претензиям ТФОМС и надзорных органов, медорганизациям стоит помнить, что даже недостатки локальных актов (как было со штатным расписанием онкодиспансера) не могут свидетельствовать о нарушениях, если в целом больница соблюдает требования законов. Зачастую ТФОМС трактует нормы об обязательном медицинском страховании очень узко и формально, признавая «нецелевкой» любые расходы вне конструкции «врач-пациент». Но данный кейс – пример того, что медпомощь многогранна, и если за счет средств ОМС оплачивается то, без чего сама медпомощь не может быть оказана, то претензии проверяющих можно смело оспаривать в суде.
Номенклатура утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н.
Тарифными соглашениями устанавливаются тарифы на оплату медицинской помощи в субъектах РФ – ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.11.2020 №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
Данный порядок, утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 №915н, не действует с 1 января 2022 года. На смену ему пришел Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденный приказом Минздрава России от 19.02.2021 №116н.
Заведующий аптекой включен онкодиспансером в состав врачебной комиссии. В связи с чем он наряду с врачами участвует в принятии решений по вопросам оказания медпомощи пациентам в наиболее сложных и конфликтных ситуациях.