Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Финансы
10 января 2025
233

Нормированный страховой запас в системе ОМС

 Нормированный страховой запас в системе ОМС
Не только в армейском арго, но и в быту часто встречается аббревиатура «НЗ» − неприкосновенный запас, «подушка безопасности». В бюджетах фондов ОМС тоже предусмотрен подобный запас. Рассказываем, откуда эти средства поступают, и кто может их получить.

Более 30 лет в России работает система обязательного медицинского страхования, которая гарантирует населению получение бесплатной медицинской помощи. Как и любая финансовая модель система ОМС стремится к максимальной устойчивости.

Принцип финансовой устойчивости ОМС наглядно можно представить так:

Нормированный страховой запас в системе ОМС

Если денег не хватило и (или) появились непредвиденные расходы, например, резко возросла заболеваемость, в столичные медцентры увеличился поток иногородних пациентов или, во что меньше всего хочется верить, – новая «ковидная волна» и недополученные доходы клиник в рамках ОМС.

На эти и другие случаи в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС) предусмотрен нормированный страховой запас (НСЗ) – определенный резерв денежных средств для сохранения финансовой стабильности системы ОМС.

Выделяется два уровня НСЗ: федеральный и региональный. Первый формируется
в расходной части бюджета Федерального фонда ОМС, второй – в бюджете территориального фонда ОМС.  ФОМС и ТФОМС ведут раздельный учет по направлениям расходования средств НСЗ. Это строго целевые средства. Для них предусмотрены специальные правила формирования, использования, отчетности и контроля.

Правила для НСЗ ФОМС

Согласно части 3 статьи 26 Закона об ОМС размер и цели использования НСЗ ФОМС устанавливаются федеральным законом о бюджете ФОМС на очередной финансовый год и на плановый период. И могут меняться из года в год.

В 2025 году в бюджете ФОМС зарезервированы средства НСЗ в сумме 425,5 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2024 году.

На рисунке 1 можно увидеть направления, куда планируется потратить средства НСЗ в этом году.

Общие правила использования средств НСЗ установлены приказом Минздрава России
от 26.03.2021 № 245н. Согласно Правилам, распределение средств НСЗ должно быть обоснованным, то есть должен быть расчет конкретной суммы или ссылка на НПА, в котором указана сумма или порядок ее определения. Если средства идут на исполнение расходных обязательств самого Фонда, то требуемая сумма определяется дефицитом денежных средств на едином счете ФОМС.

Важный аспект использования средств НСЗ ФОМС: так как цели расходования этих средств определяются в Федеральном законе о бюджете ФОМС, то и достижение этих целей, то есть кассовое исполнение бюджета утверждается Федеральным законом об исполнении бюджета ФОМС. Проект закона вносит на рассмотрение в Госдуму РФ Правительство РФ.

Правила для НСЗ ТФОМС

Как и в ситуации с НСЗ ФОМС общий размер средств НСЗ территориального фонда устанавливается законом о бюджете территориального фонда. Но это не федеральный закон, а закон субъекта РФ.  Объем средств НСЗ ТФОМС варьируется в зависимости от региона. Это некий «котёл», куда деньги поступают из разных источников.

В региональном законе также отражаются и цели расходования средств. Они должны соответствовать части 6 статьи 26 Закона об ОМС и приказу ФОМС от 29.12.2021 № 149н.

В таблице все направления расходования сгруппированы по получателям средств.

1. Далее остановимся на тех случаях, когда деньги из НСЗ получает непосредственно сама клиника.

1.1. Повышение квалификации медработников, покупка и ремонт оборудования.

С 2016 года региональные медорганизации − участники терпрограмм ОМС получили возможность отправлять медиков на повышение квалификации, а также приобретать медоборудование и ремонтировать его за счет средств НСЗ ТФОМС (далее – мероприятия).

Правила получения и использования средств установлены постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 №273 (далее – Правила). Согласно Правилам, не любое мероприятие может быть профинансировано, а только то, которое прошло экспертный отбор и было включено в территориальный план. Весь документооборот: от заявки медорганизации до соглашения между ней и ТФОМС на финансирование ведется в электронном виде в ГИС ОМС.

Механизм получения допобразования закреплен в приказе Минздрава России от 15.03.2021 № 205н и его инициатором выступает сам медработник. С этой целью он:

  • регистрируется на Портале Минздрава России;
  • выбирает из списка образовательную программу, которая соответствует его должности и видам, формам и профилям медпомощи, оказываемой МО в рамках терпрограммы ОМС;
  • создает предварительную заявку для зачисления на обучение по выбранной программе;
  • согласовывает с руководителем МО (работодателем) выбранную организацию, а также сроки и программу обучения;
  • предоставляет работодателю заявление о направлении на повышение квалификации.

По факту медработник отправляется на обучение только после включения персонально в отношении него мероприятия по обучению в территориальный план, а также при условии, что между его работодателем и выбранной им образовательной организацией заключен соответствующий договор на обучение. Если план мероприятий уже утвержден, а направленный на повышение квалификации работник уволился, то медорганизация обязана уведомить об этом ТФОМС в течение трех рабочих дней с момента увольнения работника (п. 28 Порядка, утв. приказом Минздрава России от 14.09.2021 № 922н).

Сегодня клиники вправе купить за счет средств НСЗ медоборудование стоимостью свыше 400 тыс. рублей, что касается ремонта – то здесь сумма законом не ограничена.

Критерии, по которым покупка и ремонт медоборудования могут включаться в план и финансироваться, установлены в пп. «б», «в» п. 8 Правил.

Базовыми критериями являются:

  • наличие у МО потребности в приобретении (ремонте) медоборудования в соответствии со стандартами оснащения МО;
  • соответствие назначения такого медоборудования целям оказания медпомощи по формам, видам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках терпрограммы ОМС.

На практике случается и так, что клиника оплачивает поставку оборудования раньше, чем на счет поступят соответствующие средства НСЗ.

Верховный Суд РФ отмечает, что медорганизация может сначала купить оборудование за счет ОМС, а потом восстановить потраченные средства за счет НСЗ. Но есть условие: оборудование покупается в рамках мероприятия, включенного в территориальный план. Требования ТФОМС о возврате медорганизацией средств в подобных обстоятельствах незаконны.

НСЗ на оплату мероприятий формируется в бюджете ТФОМС за счет средств от применения ТФОМС и СМО к медорганизациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи.

Если у медорганизации на 1 января очередного финансового года образовались остатки средств на мероприятия, то она вправе использовать их в очередном финансовом году на те же цели. Если средства были использованы не по назначению, их придется вернуть в бюджет ТФОМС.

По данным мониторинга ФОМС, всеми ТФОМС на повышение квалификации медиков, закупку и ремонт оборудования в 2023 году было запланировано 10 899 млн рублей, а использовано только 8 401 млн рублей, то есть 77,1 %.

Нормированный страховой запас в системе ОМС

Рисунок 2

1.2. Софинансирование зарплат врачей и среднего медперсонала – еще одна статья получения дополнительных средств из НСЗ ТФОМС. Такая возможность появилась у медорганизаций с 2019 года и действующей редакцией Закона об ОМС продлена до 01.01.2028.

Схема получения и использования средств НСЗ на эти цели представлена на рисунке 3.

Однако прежде чем формировать заявку на получение указанных средств, медорганизация должна убедиться, что она соответствует всем требованиям, которые предъявляются к получателю целевых средств.

1.3. Компенсирование недополученных доходов.

В 2020 году мир столкнулся с новым вызовом – COVID-19.  Ответом нашей страны на него стал «пакет поправок» по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС. В частности, Закон об ОМС дополнили нормами о компенсировании медорганизациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медпомощи по территориальным программам ОМС в условиях эпидемии и других подобных ЧС. Законодатель предусмотрел, что не все медорганизации, участвующие в терпрограммах ОМС, могут получить компенсацию, а только те, кто включен в перечень, утверждаемый главой региона (руководителем высшего исполнительного органа).

Но критериев такого отбора нет, равно как и приказа Минздрава России об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения, на основании которого должны перечисляться средства в подобных ситуациях.

2. Средства НСЗ для страховых организаций.

Медицинская организация не единственный получатель средств НСЗ ТФОМС. В случае превышения установленного для страховой организации объема средств на оплату медпомощи в рамках терпрограмм ОМС в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медпомощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту она имеет право на получение недостающих средств на оплату медуслуг из НСЗ ТФОМС.

Покрытие сверхобъемов терпрограмм ОМС происходит на основании решения ТФОМС. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным. Решение принимается по итогам проверки отчета страховой организации о расходовании целевых средств и установления причин дефицита.  В каких случаях ТФОМС может отказать страховой?

  • у организации имеются остатки целевых средств;
  • необоснованно рассчитан объем запрашиваемых средств;
  • НСЗ исчерпан.

3. Межтерриториальные расчеты.

И наконец, средства НСЗ одного ТФОМС может получить бюджет другого ТФОМС. Речь идет о расчётах за медпомощь иногородним застрахованным или так называемых «межтерриториальных расчетах».

«Деньги следуют за пациентом» – один из базовых принципов устройства системы ОМС. Основываясь на нем, в разделе X Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н, довольно подробно прописан алгоритм расчетов между ТФОМС в случае, когда медпомощь оказана застрахованному лицу за пределами региона, в котором ему выдан полис ОМС.

Алгоритм расчетов выглядит так:

Нормированный страховой запас в системе ОМС

Счет за оказанную помощь медорганизация выставляет местному ТФОМС, который проверяет корректность сведений и оплачивает услуги из средств НСЗ в течение 25 дней. Далее этот ТФОМС направляет документы о понесенных затратах «домашнему» ТФОМС, то есть находящемуся на территории региона, в котором пациент получил полис ОМС. Не позднее 25 дней с момента выставления счета ТФОМС должен получить возмещение понесенных расходов из средств НСЗ «домашнего» ТФОМС, зачислив их уже в свой НСЗ.

Таким образом, в системе межтерриториальных расчетов НСЗ является котлом, который предназначен, с одной стороны, для «забора» денежных средств (расчетов со своими медорганизациями и возмещения расходов иного ТФОМС), с другой стороны, для их накопления (в случае получения возмещения из другого ТФОМС).

В теории довольно легко, но на практике регулярно возникают задержки в оплате счетов между фондами, растут долги регионов. В итоге это ведет к диспропорциям в системе здравоохранения и разбалансированности терпрограмм ОМС.

Резюме

Решение законодателя использовать НСЗ для повышения финансовой стабильности системы ОМС и меры, которые уже приняты, в целом заслуживают одобрения: расширены направления расходования, упрощены схемы предоставления, сняты отдельные ограничения и увеличиваются федеральные транши.

Вместе с тем, Счетная палата РФ и профильные комитеты Государственной Думы РФ отмечают ряд системных проблем, связанных с институтом НСЗ.

1. Недостаточная прозрачность расходов, осуществляемых из средств НСЗ. Сейчас в законе о бюджете ФОМС нет информации об объемах средств НСЗ в разрезе установленных целей. Планируемый объем средств НСЗ отражен одной суммой (в разрезе годов).

Счетная палата РФ предлагает отражать распределение указанных средств по направлениям расходования (по отдельным целевым статьям) или в отдельном приложении к закону (заключение Счетной палаты РФ на законопроект о бюджете ФОМС на 2025 год).

2. Неполное расходование ФОМС средств НСЗ, предусмотренных в законе о бюджете ФОМС. Согласно заключению Счетной палаты РФ по состоянию на 1 января 2024 г. НСЗ ФОМС был сформирован в размере почти 150 млрд рублей, а израсходовано только около 133 млрд. рублей (88,6 %).

Аудиторы отмечают, что основная причина образования столь большого неиспользованного остатка (17 млрд рублей или 11,4%) − неполное расходование средств на дополнительное финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной федеральными медицинскими учреждениями. ФОМС не использовал средства НСЗ на повышение квалификации медработников и закупку/ремонт оборудования федеральных медучреждений, хотя потребность в этом была.

Аналогичные проверки ФОМС в 2021-2022 годах также показали неполное расходование средств НСЗ (остатки средств в 2021 г. – 26 млрд рублей, в 2022 г. – 14,7 млрд рублей).

3. Низкое освоение клиниками средств НСЗ. В 2023 году клиники, работающие в Республике Алтай, Магаданской области и Чукотском автономном округе заявки в ТФОМС на получение средств на зарплату медикам не направляли. А в 16 регионах не использовали ни одного рубля на выплату врачам премий за выявление онкозаболеваний. К сожалению, эта тенденция сформировалась несколько лет назад и сохраняется (оперативный доклад СП РФ за III квартал 2024 года).

telegram protivrakaru

Рисунок 1

Получатель

Цель использования

Нормативная база

Источник формирования

Условия и порядок предоставления

Региональная медицинская организация

повышение квалификации медработников, покупка и ремонт медоборудования

-  п. 3 ч. 6 ст. 26 Закона № 326-ФЗ;

-  ПП РФ
от 26.02.2021
№ 273

- приказы Минздрава от 15.03.2021 № 205н, 15.04.2021 № 354н, 14.09.2021 № 922н;

- приказ ФОМС от 05.09.2022 № 108н

средства
от применения санкций к МО
за нарушения, выявленные
при проведении контроля объемов, сроков, качества
и условий предоставления медпомощи

- мероприятие включено в план мероприятий, утв. уполномоченным ОИВ субъекта РФ
и согласованный
с членами комиссии
по разработке тепрограммы ОМС;

- заключено соглашение между МО и ТФОМС
о финансовом обеспечении мероприятия

софинансирование оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала

-  п. 4 ч. 6 ст. 26 Закона № 326-ФЗ;

- ПП РФ от 27.12.2019 № 1910;

- приказы Минздрава от 22.02.2019 № 85н, 22.09.2019 № 86н; 21.04.2022 № 273н;

- приказ ФОМС от 12.05.2022 № 47н

иные межбюджетные трансферты
из бюджета ФОМС бюджету ТФОМС

- МО соответствует установленным требованиям;

- МО приняла медработника
в штат в полном объеме (не менее одной ставки) сверх общей численности;

- заключено соглашение между МО, ОИВ субъекта РФ в сфере охраны здоровья
и ТФОМС;

- МО направила
в ТФОМС заявку
на выделение средств

компенсация недополученных доходов в связи
с сокращением объемов медпомощи по ОМС в связи с ЧС

-  п. 5 ч. 6 ст. 26 Закона № 326-ФЗ;

- приказ ФОМС от 29.12.2021 № 149н

в законе источник не определен

- МО участвует
в терпрограмме ОМС и включена
в перечень,
утв. главой региона (руководителем высшего исполнительного органа);

- заключено соглашение
о предоставлении средств

Страховая медорганизация

покрытие сверхобъемов

тепрограммы ОМС

-  п. 1 ч. 6 ст. 26; ст. 38 Закона
№ 326-ФЗ;

- приказ ФОМС от 29.12.2021 № 149н

за счет всех видов доходов бюджета территориального фонда

- рассмотрение ТФОМС обращения СМО
о финансировании и отчета
о расходовании целевых средств;

- проверка ТФОМС, направленная
на установление причин дефицита;

- решение ТФОМС о предоставлении или об отказе
в предоставлении СМО недостающих на оплату медпомощи средств

ТФОМС

расчет
за медпомощь
по ОМС, оказанную иногородним (межтерриториальные расчеты)

-  п. 2 ч. 6 ст. 26 Закона № 326-ФЗ;

- приказ Минздрава от 28.02.2019 № 108н

-  положительный результат контроля ТФОМС объемов, сроков, качества
и условий предоставления помощи;

- расчеты ТФ с МО по месту оказания медпомощи
и выставление счета ТФОМС,
на территории которого выдан полис ОМС;

- возмещение ТФ по месту страхования ТФ
по месту оказания медпомощи понесенных расходов

Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об ОМС, утвержденный Президиумом ВС РФ от 27.11.2024.

Рисунок 3

  • входит в государственную (муниципальную) систему здравоохранения;
  • имеет лицензию на виды медпомощи, закрепленные в приказе Минздрава России от 21.04.2022 № 273н, и оказывает их в рамках терпрограмм ОМС;
  • относится к одному из 12 видов медорганизаций – получателей средств;
  • имеет потребность в медработниках;
  • в текущем году приняла медработника в штат в полном объеме (не менее одной ставки) сверх зафиксированной на начало года общей численности медработников;
  • имеет договор на оказание и оплату медпомощи по ОМС на текущий год.»

часть 6.7. статьи 26 Закона об ОМС, пункт 12 Порядка использования средств НСЗ ТФОМС, утв. приказом ФОМС от 29.12.2021 № 149н.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все