Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Финансы
21 января 2025
250

Посмертные патолого-анатомические исследования: оплата за счет средств ОМС

Посмертные патолого-анатомические исследования: оплата за счет средств ОМС
Федеральный фонд ОМС в 2024 году разъяснил порядок оплаты патолого-анатомических вскрытий из средств ОМС. Рассмотрим, законно ли действуют медорганизации, относя посмертные патолого-анатомические исследования на средства ОМС, как это трактует регулятор, проверяющие и суды, и определим, насколько изменились и будут ли меняться их подходы.

Патолого-анатомические вскрытия

Напомним, что включают в себя и для чего проводятся патолого-анатомические исследования (ПАИ):

  • ПАИ включают в себя прижизненные ПАИ и посмертные ПАИ (патолого-анатомические вскрытия);
  • ПАИ проводятся в целях определения диагноза заболевания, мероприятий по лечению пациента или получения данных о причине смерти человека.

Патолого-анатомические вскрытия как разновидность ПАИ имеют свои особенности:

  • проводятся в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания;
  • при проведении патолого-анатомического вскрытия гистологический, биохимический, микробиологический и другие необходимые методы исследований отдельных органов, тканей умершего или их частей являются неотъемлемой частью диагностического процесса в целях выявления причин смерти человека, осложнений основного заболевания и сопутствующего заболевания, его состояния;
  • патолого-анатомическое вскрытие − это часть диагностики, медицинское вмешательство, и осуществляется оно для того, чтобы распознавать состояния или установить наличие либо отсутствия заболеваний в целях определения диагноза.

Оплата патолого-анатомических вскрытий за счет средств ОМС

ФФОМС в письме от 09.09.2024 № 00-10-30-3-06/14799 разъясняет правила оплаты патологоанатомических вскрытий.

В частности, в письме указано, что в случае смерти гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также вне медицинской организации, когда обязательность проведения патологоанатомических вскрытий в целях установления причины смерти установлена законодательством Российской Федерации, проведение патолого-анатомических вскрытий (посмертное ПАИ внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, не может быть оплачено за счет средств ОМС.

Также ФФОМС указывает, что проведение патолого-анатомических вскрытий за счет средств ОМС возможно в случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу ОМС, а также в случае вызова скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи застрахованному лицу, в том числе с результатом смерти застрахованного лица до приезда или в присутствии скорой медицинской помощи.

ФФОМС основывает данные разъяснения на положениях Программы госгарантий на 2024 год, в которой конкретизированы случаи оплаты посмертных ПАИ за счет средств ОМС.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Разделом V Программы (Финансовое обеспечение) было введено, что проведение патолого-анатомических вскрытий финансируется за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • вскрытия проходят в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, у которых есть лицензии, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии;
  • в случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу ОМС;
  • смерть наступила в указанных медицинских организациях.

Те же условия предусматривает раздел V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Проведение патолого-анатомических вскрытий за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов с учетом подведомственности медицинских организаций осуществляется в следующих случаях.

  1. В случае смерти пациента при оказании медицинской помощи в стационарных условиях в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь при заболеваниях:
  • передаваемых половым путем;
  • вызванных вирусом иммунодефицита человека;
  • ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита;
  • туберкулезе;
  • психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных в том числе с употреблением психоактивных веществ.
  1. В случае смерти пациента в хосписах и больницах сестринского ухода.
  2. В случае смерти гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а также вне медицинской организации, когда обязательность проведения патолого-анатомических вскрытий в целях установления причины смерти установлена законодательством РФ.

В Программах государственных гарантий до 2024 года прямой ссылки на посмертные ПАИ нет. Эти документы предусматривают, что финансирование патолого-анатомических отделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и соответствующих бюджетов субъектов РФ, за исключением диагностических исследований, проводимых по определенным заболеваниям (указанным в разделе III Программ), финансирование которых осуществлялось согласно базовой программе ОМС.

Изменения, внесенные в Программу госгарантий в 2024 г., отразились на содержании территориальных программ ОМС: их положения дублируют установления базовой программы.

В большинстве тарифных соглашений регионов на 2024 г., соответственно, были предусмотрены положения, касающиеся способов оплаты посмертных ПАИ. Так, в стационарных условиях проведение патолого-анатомических вскрытий в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций включаются в стоимость случая лечения, рассчитанного на основе КСГ (например, в Башкортостане, Дагестане). На случай отсутствия патолого-анатомического отделения в медорганизации для осуществления межучрежденческих расчетов либо устанавливаются отдельные тарифы на патолого-анатомические вскрытия в тарифном соглашении (например, в Кабардино-Балкарской Республике), либо такие тарифы предусматриваются гражданско-правовыми договорами между медорганизациями (например,  Республике Саха (Якутия)).

Судебная практика

Несмотря на ранее бывшие неоднозначными нормативные установления и тогда некоторые суды расценивали оплату посмертных ПАИ за счет средств ОМС как правомерную (например, дела №№ А40-250768/2023, А82-11128/2019, А82-11148/2019) по мотивам включения диагностических исследований в структуру тарифа.

Одновременно наиболее распространенными были судебные решения, признающие невозможность оплаты посмертных ПАИ за счет средств ОМС (дела №№ А45-3791/2024, А57-30921/2023, А05-5908/2022).  Суды ссылались на то, что в случае смерти застрахованного лица договор ОМС прекращает свое действие, обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в отношении этого застрахованного лица прекращаются в момент смерти застрахованного лица.

Выводы

Действующая программа госгарантий предусматривает финансирование проведения патолого-анатомических вскрытий за счет средств ОМС при совокупности следующих условий:

  • умер застрахованный по ОМС пациент;
  • смерть произошла в стационарных условиях в ходе госпитализации по поводу заболевания, включенного в базовую программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи;
  • вскрытие проводилось в патолого-анатомическом отделении медорганизации, имеющей лицензию на осуществление меддеятельности, которая предусматривает работы (услуги) по патологической анатомии.

В остальных случаях патолого-анатомическое вскрытие проводится за счет бюджетных ассигнований.

Результаты проверок использования средств ОМС в 2024 году пока не оспаривались и такими судебными решениями мы не располагаем, но вполне вероятно, что с изменением нормативного правового регулирования могут измениться позиции и проверяющих, и судов.

telegram protivrakaru

п.п. 2,3 Правил проведения ПАИ, утв. приказом Минздрава России от 24.03.2016 № 179н.

п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, п. 2 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утв. приказом Минздрава России от 06.06.2013 № 354н.

На наш взгляд, формулировка «указанных» неоднозначна.

Исходя из буквального толкования положения, представляется, что к «указанным» медорганизациям относятся те, в которых есть патолого-анатомические отделения с лицензией. Однако очевидно, что такие отделения имеются не во всех медорганизациях. Поэтому толковать здесь, видимо, нужно иначе: «указанные» медорганизации – медорганизации, в которых оказывалась стационарная помощь по базовой программе ОМС.

Программы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610 на 2020 год, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 на 2021 год, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 на 2022 год, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 на 2023 год.

Тезис «финансирование которых» считаем не вполне удачным − непонятно, к какому слову «которых» относится: либо к «диагностическим исследованиям», либо к «заболеваниям».

Очевидно, что, исходя из НПА, указанных выше, патолого-анатомические вскрытия являются диагностическими исследованиями и проводятся в большинстве случаев по заболеваниям, включенным в базовую программу ОМС.

Соответственно, их финансирование должно было оплачиваться за счет средств ОМС еще ранее 2024 г. Такой позиции придерживались некоторые суды (например, по делу № А40-250768/2023). Другие же суды, очевидно, относили «таких» к диагностическим исследованиям и ссылались на то, что единственные патолого-анатомические диагностические исследования, оплата которых прямо предусмотрена базовой программой ОМС, – прижизненные исследования биопсийного (операционного) материала (например, по делу № А45-3791/2024).

Последняя позиция судов была наиболее распространена: отсутствие в программах четкого указания на порядок их финансирования затрудняло возможность медорганизаций доказывать обоснованность расходования средств ОМС на посмертные ПАИ.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все