По данным НМИЦ гематологии, каждый год в нашей стране почти 5 тыс. человек нуждаются в трансплантации костного мозга, а получают эту жизненно необходимую медицинскую помощь всего около 1,8 тыс. Во многом этот драматичный дисбаланс связан с недостаточным числом доноров костного мозга и отсутствием развитого единого регистра лиц, готовых ими стать. Эти проблемы давно и на разных уровнях обсуждают чиновники и законодатели, врачи и представители общественных организаций. Рассмотрим в деталях, есть ли подвижки в создании федерального регистра доноров и реципиентов костного мозга, а главное – какая роль отводится НКО в вопросе создания регистра.
Что происходит на федеральном уровне
Работа над нормативными правовыми актами, регулирующими трансплантацию костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток (КМиГСК), началась еще несколько лет назад. Еще в 2019 году появился законопроект Минздрава, предусматривающий создание федерального регистра. Пройдя несколько редакций, в мае нынешнего года этот федеральный закон был принят.
Помимо незначительных изменений, касающихся терминов и определений («пересадка» заменена на «трансплантацию», вместо слов «учреждения здравоохранения» в новой редакции мы видим «медицинские организации»), и важных дополнений в ряде статей (нормы, в которых упоминается донорство и трансплантация, теперь касаются не только костного мозга, но и гемопоэтических стволовых клеток), появились еще более важные для врачей и их пациентов новые положения.
Во-первых, в законах о трансплантации и об основах охраны здоровья теперь закреплены не только права доноров КМиГСК, но и тех людей, которые только планируют ими стать. (А права доноров – расширены.)
Во-вторых, данные законы теперь содержат нормы о создании и ведении Федерального регистра доноров и реципиентов КМиГСК и донорского КМиГСК (далее мы будем сокращенно называть его «федеральный регистр»).
О правах доноров
Согласно ст. 12 новой редакции закона РФ от 22.12.1992 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее – Закон о трансплантации) донор имеет право на бесплатный проезд к месту изъятия КМиГСК и обратно (за счет бюджетных средств). Человек, который решил стать донором, имеет право также пройти бесплатное медицинское обследование в целях включения в федеральный регистр и ознакомиться с его результатами.
О создании федерального регистра
Две новые части ст. 47 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» касаются непосредственно организации федерального регистра.
В них перечислены сведения, которые будет содержать федеральный регистр, и указано, что его «создание, ведение и развитие» находится в зоне ответственности Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), а утверждение порядка ведения федерального регистра – прерогатива правительства.
Интересно, что исполнительная власть успела принять этот порядок еще до утверждения этого закона палатами парламента и подписания его президентом.
Постановлением Правительства от 12.04.2022 №640 (далее – постановление №640) утверждены Правила ведения федерального регистра, а также установлено, что:
- обмен сведениями в Федеральном регистре будет осуществляться с использованием ЕГИСЗ;
- организации обязаны вносить сведения в федеральный регистр, в том числе те, которые имелись в организации до дня вступления в силу постановления №640.
В постановлении №640 также указывается, что ФМБА совместно с Минцифры в течение полугода со дня вступления в силу данного документа (т. е. с 22 апреля 2022 года) должны обеспечить возможность подачи документов и получения сведений, содержащихся в федеральном регистре, через личный кабинет единого портала госуслуг.
Согласно Правилам ведения федерального регистра его развитие до 2024 года будет определено «дорожной картой», которую ФМБА разработает совместно с Минздравом, Минцифры и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами.
Тем временем на уровне гражданского общества…
Уже несколько лет длится острая дискуссия о том, на каких условиях в создании государственного федерального регистра может участвовать самый крупный и быстро растущий негосударственный регистр в России – Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (Национальный РДКМ).
Это обнажило системную проблему: вообще все регистры, которые ведутся НКО в этой сфере (или в будущем будут вестись), при создании государственных регистров остаются либо не у дел, либо в очень невыгодном положении: они могут продолжать работать «параллельно» госрегистру (в ситуации гораздо меньших ресурсов и поддержки), а могут сотрудничать с ним – но, увы, не на своих условиях. Если бы взаимодействие федерального регистра и НКО было построено с учетом интересов обеих сторон, с учетом большого вклада, который НКО уже (!) внесли в развитие национальных регистров – тогда этот вклад стал бы основой для быстрого роста и развития государственных регистров. Но для полноценного сотрудничества НКО и государства в создании федерального регистра нужна соответствующая нормативная база.
Однако долгожданные документы, которые должны регулировать «строительство» и работу федерального регистра, вместо разрешения проблем породили еще больше серьезных вопросов.
«Давно очевидно, что требуется развитие отрасли донорства и трансплантации костного мозга, а следовательно, и государственное внимание к ней – регулирование и финансирование. И мы, конечно, приветствуем создание Федерального регистра, – комментирует изменения в нормативной базе Анна Андрюшкина, генеральный директор Национального РДКМ. – Однако неясно, каким он будет: ФМБА, став оператором, отвечает за создание регистра в части программного обеспечения и его последующее функционирование, но мы до сих пор не знаем, какими именно агентство видит регламенты, стандарты работы и концепцию регистра. За финансирование поставщиков информации в федеральный регистр (оплату включения новых потенциальных доноров) ФМБА не отвечает».
Немного истории
Большинство регистров доноров костного мозга в мире было создано по такому принципу: социально активные граждане начинают и развивают их, а государство поддерживает.
В России вопросы создания федерального регистра долго не поднимались на государственном уровне.
До определенного времени лишь несколько медицинских организаций имели свои – очень небольшие – базы данных, которые Русфонд взялся расширить. В 2013 году Русфонд и Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова заключили договор о сотрудничестве в организации регистра доноров костного мозга. В НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой был создан Петербургский регистр. Затем к базе данных, которая хранится в НИИ, присоединялись другие локальные регистры, семь из которых также финансировал Русфонд. Объединенную базу данных потенциальных доноров администрирует НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой, в нее входят 15 локальных российских регистров и регистр Казахстана.
Что мы имеем сегодня
С 2018 года для ускорения развития донорства костного мозга в нашей стране Русфонд вкладывает средства в современные технологии типирования, создание сети региональных НКО-регистров и Национальный РДКМ.
«В настоящее время Национальный РДКМ выступает поисковым центром для некоторых трансплантационных клиник: проводит поиск доноров в России и за рубежом, – объясняет специфику работы регистра Анна Андрюшкина. – Чаще всего поиски оплачивает Русфонд, в случае с Морозовской детской городской клинической больницей оплата поступает от клиники по договору. Если потенциально совместимый донор найден в одном из государственных регистров, то Национальный РДКМ сотрудничает с ним. Так, нескольких доноров мы подобрали в регистре Кировского НИИ, Национальный РДКМ запросил и оплатил счет на активацию».
Интересная ситуация
Безвозмездно, то есть даром
С 2010 по 2021 год Русфонд вложил в проект «Русфонд.Регистр» более 1,3 млрд рублей: на создание лабораторий в Санкт-Петербурге и Казани, закупку реагентов и расходных материалов для типирования образцов биоматериалов добровольцев, содержание лабораторий, НКО-регистров и Национального РДКМ, разработку информационной системы для подбора доноров, на поиск потенциальных доноров и пропаганду донорства, а также логистические расходы.
Но согласно постановлению №640 база данных Национального РДКМ может быть передана в федеральный регистр только на безвозмездной основе. Подчеркнем: может быть передана – а может и не быть, потому что вносить в Федеральный регистр сведения обязаны только определенные организации, а НКО к ним не относится.
Получается, что Национальный РДКМ будет вынужден передать сведения, которые собирались много лет, безвозмездно и не может рассчитывать на возмещение своих затрат.
Национальный РДКМ – больше, чем просто регистр…
Как организация, осуществляющая привлечение доноров, Национальный РДКМ, конечно, может быть назван поставщиком информации. Вот только его деятельность совсем не ограничивается понятиями «привлечение доноров» и «информирование о донорстве». Сфера деятельности этой НКО гораздо шире.
«Если мы говорим о деятельности Национального РДКМ в качестве поставщика Федерального регистра (а мы не мыслим себя никак иначе: мы же не для себя базу создаем), – поясняет Анна Андрюшкина, – то рассматриваем только полный цикл включения доноров в регистр, т. е. информирование и мотивацию добровольцев, организацию сбора и HLA-типирования их биообразцов, обработку, хранение их данных, логистику. Рекрутинг донора можно считать выполненным в момент включения его данных в Федеральный регистр, но и после этого требуется держать связь с донорами, иметь возможность актуализировать их данные, чтобы доноры были доступны в случае совпадения».
Пользователем информации федерального регистра Национальный РДКМ вообще ни в каком виде сейчас не является. «И это при том, что сегодня он обеспечивает треть выполняемых в РФ неродственных трансплантаций», – напоминает Анна Андрюшкина.
Главный вопрос
На каких условиях НКО могут участвовать в создании государственных регистров? Рассмотрим этот вопрос на примере Национального РДКМ. Еще с 2018 года представители Русфонда и Национального РДКМ пытаются донести свою позицию до ФМБА. На протяжении последних месяцев начался новый виток дискуссии, продиктованный принятием Правил ведения федерального регистра: теперь она ведется и в письмах, и во время обсуждений данной темы на мероприятиях.
В мае Русфонд направил письмо вице-премьеру Татьяне Голиковой с описанием сложившейся вокруг Национального РДКМ ситуации и просьбой содействовать в ее разрешении. «Нас не раз заверяли в том, что доноры Национального РДКМ войдут в общую базу, а условия объединения сможем обсудить с принятием закона о Федеральном регистре», – говорится в обращении. Эмоциональный посыл письма объясним: получается, что договоренности между государством и НКО, которые вырабатывались на протяжении нескольких лет, не выполнены.
Через 10 дней Татьяна Голикова дала распоряжение: ФМБА, Минздрав и Минцифры должны рассмотреть обращение президента Русфонда Льва Амбиндера и до 15 июня доложить правительству (при необходимости с проектом нормативного правового акта) согласованные предложения о результатах рассмотрения указанного обращения.
Хочется верить, что эта сложная проблема со всеми ее нюансами, возникшими после выхода Правил ведения федерального регистра, будет разрешена в рамках работы Межведомственной группы, в которую приглашены представители Национального РДКМ, и у участников дискуссии хватит мудрости и прагматичности, чтобы справедливо решить все вопросы.
«Мы некоммерческая организация, но претендуем на те же условия, которые получат государственные учреждения, создающие регистр, ФМБА в частности, – говорит Анна Андрюшкина. – Мы сегодня – самый быстрорастущий и самый крупный регистр страны, не говоря о качестве нашего типирования в высоком разрешении. И это 68 398 потенциальных доноров. Было бы неразумно не считаться с этим и не использовать наши ресурсы».
Если же госорганы пойдут навстречу Национальному РДКМ и сотрудничество станет обоюдовыгодным, это создаст прецедент и для других НКО. Сформированная нормативная база обеспечит взаимодействие государства и НКО в деле развития других госрегистров.
Федеральный закон от 01.05.2022 №129-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканей человека” и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”».
15 июля 2022 года на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект порядка финансового обеспечения расходов донора на бесплатный проезд к месту изъятия КМиГСК и обратно за счет федерального бюджета.
Согласно проекту на 1 сентября 2022 года средний норматив финансовых затрат на обеспечение проезда донора составит 8612 рублей. Предполагается, что оплачиваться будет проезд донора к месту изъятия КМиГСК и обратно без пересадок, а при отсутствии беспересадочного сообщения – проезд с наименьшим количеством пересадок.
При этом рассматривается несколько вариантов проезда донора: железнодорожным транспортом (за исключением поездов и вагонов повышенной комфортности), воздушным (в салонах эконом-класса), морским (в каютах эконом-класса), автомобильным, в том числе такси (кроме машин повышенной комфортности).
СНИЛС, ф. и. о., фамилия, которая была у гражданина при рождении, и информация обо всех случаях изменения фамилии и (или) имени на протяжении жизни гражданина, дата рождения, пол, адрес места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, уникальный идентификационный номер, дата включения в Федеральный регистр, результаты медобследования потенциального донора и донора; сведения об изъятии КМиГСК и иные сведения, определяемые правительством.
Данные сведения, а точнее их массив, тоже становились предметом дискуссии. Русфонд и Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова в своих замечаниях к законопроекту указывали, что список этих сведений избыточен и нерационален. Они приводили следующие аргументы: «Обязательная идентификация донора до подписания им информированного добровольного согласия на донорство не отвечает целям формирования Федерального регистра и может значительно сузить число желающих стать потенциальным донором… Подобная информация может быть получена в медицинском учреждении (что и происходит на сегодняшний день на практике) при медицинском обследовании перед процедурой изъятия (забора) КМиГСК».
Обязанность возложена на организации, у которых есть лицензия на выполнение работ (оказание услуг) по трансплантации КМиГСК, и (или) по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации, и (или) по забору ГСК, а также по типированию по локусам системы главного комплекса гистосовместимости.
Спешка при принятии Правил ведения федерального регистра заметна даже в том, что в этом постановлении указано старое название министерства, деятельностью которого само правительство и руководит, – Министерство связи и массовых коммуникаций. Напомним, еще в 2018 году оно было переименовано в «Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций». К п. 32 документа ошибку исправили – там написано верное полное название.
В настоящее время в эту сеть входят:
- Приволжский РДКМ – совместно с КФУ и Республиканским центром крови Минздрава Республики Татарстан;
- Сибирский РДКМ – совместно с Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом;
- Южный РДКМ;
- Башкирский РДКМ – совместно с Республиканским медико-генетическим центром и Республиканской станцией переливания крови.
В августе 2013 года для системной организации пожертвований на регистр стартовала отдельная программа «Русфонд.Регистр» (тогда – «Регистр против рака») как совместный проект Русфонда и НИИ имени Р.М. Горбачевой.
Обязанность возложена на организации, у которых есть лицензия на выполнение работ (оказание услуг) по трансплантации КМиГСК, и (или) по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации, и (или) по забору ГСК, а также по типированию по локусам системы главного комплекса гистосовместимости.
Согласно Правилам ведения федерального регистра поставщиками информации в Федеральный регистр, кроме организаций, обязанных вносить сведения, являются и организации, осуществляющие привлечение (рекрутинг) доноров, а также Минздрав, ФМБА и заинтересованные органы исполнительной власти.
Партнеры Национального РДКМ – это 160 СМИ, 23 НКО, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Новосибирский государственный университет, Республиканский медико-генетический центр в Уфе, правительства Татарстана, Башкортостана и ряда других регионов.
Сдача образцов крови на типирование происходит как в государственных, так и в частных клиниках. На безвозмездной основе в проекте участвуют 2 тыс. медицинских офисов «Инвитро», офисы CMD, ДНКОМ и др.
В 2020 году благодаря Национальному РДКМ в лаборатории Института фундаментальной медицины и биологии КФУ была внедрена процедура выделения ДНК из буккального эпителия. С 2021 года, когда к проекту присоединилась Почта России, начал работать онлайн-рекрутинг добровольцев в Национальный РДКМ: наборы для взятия мазка из полости рта доставляются буквально во все населенные пункты России. Логистику почта берет на себя. На данный момент лаборатория в Казани получила около 5 тыс. конвертов с собранным биоматериалом.
Пользователи информации – это организации, осуществляющие работы (услуги) по трансплантации КМиГСК, и (или) по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации, и (или) по забору ГСК в составе лицензируемых видов деятельности, те же Минздрав, ФМБА, заинтересованные органы исполнительной власти, а также доноры и реципиенты КМиГСК, использующие информацию о донорах, реципиентах и донорском КМиГСК.
- доктор экономических наук
- доктор экономических наук
- доктор экономических наук