— Сергей Анатольевич, как Народный фронт получает информацию о проблемах в сфере здравоохранения?
— Центром экспертной работы является тематическая площадка «Здравоохранение», работой которой руководит сопредседатель Центрального штаба движения, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Также Народный фронт проводит опросы медиков и пациентов, работает с нормативно-правовой базой и обращениями граждан.
Наши исследования организованы через специальное приложение «Народный контроль», однако, чтобы принимать участие в анкетировании, приложение устанавливать не надо, а достаточно перейти по ссылке или отсканировать QR-код. Как правило, опросы охватывают несколько десятков тысяч респондентов из целевых групп, а некоторые — до 200 тыс. Количественные методы сопровождаются выборочными интервью с конкретными гражданами, захотевшими во время заполнения анкеты оставить свои контактные данные.
Помимо анализа опросов, эксперты Народного фронта изучают открытые источники в Интернете — в частности, официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. А еще мы проводим рейды, например, в формате пробной закупки лекарственных средств в аптеках, тестовой записи к врачу или проверочных выездов на объекты строительства.
Аналитики Народного фронта изучают мнение как простых медицинских работников и пациентов, так и главных врачей медицинских организаций, а также ведущих экспертов сферы здравоохранения. Работают специальные экспертные площадки: тематическая площадка «Здравоохранение», центр компетенций по здравоохранению, портал «Народный фронт. Аналитика». При рассмотрении конкретных вопросов мы приглашаем экспертов из числа сотрудников органов исполнительной власти, главных внештатных специалистов, членов Комитета Государственной Думы по охране здоровья, представителей пациентских организаций и других экспертов в сфере здравоохранения.
— А где вы берете данные о положении дел в системе онкологической помощи?
— Основой для доклада руководителя исполкома Народного фронта президенту Российской Федерации стало наше исследование, а именно экспертный мониторинг федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» нацпроекта «Здравоохранение» и соответствующих региональных проектов, анализ обращений граждан в рамках опроса Народного фронта «О доступности лекарственных средств», охватившего 5,5 тыс. респондентов. Также были учтены данные комплексного мониторинга здравоохранения 2023 года, охватившего 17,2 тыс. респондентов из числа пациентов медицинских организаций. Дополнительно были организованы расширенные интервью с главными врачами медицинских организаций.
— Народный фронт сотрудничает с Минздравом России?
— Модель взаимодействия отлажена. Народный фронт регулярно направляет в Минздрав решения круглых столов, которые проходят на тематической площадке «Здравоохранение», результаты мониторингов. Наша информация оперативно, в рабочем порядке рассматривается коллегами из министерства, и мы получаем развернутые ответы. Я считаю, что в основных вопросах Народный фронт и Минздрав движутся в одном направлении — к повышению доступности качественной медицинской помощи для граждан, к улучшению качества жизни людей. Через споры и обсуждения мы находим оптимальные решения.
Однако существует ряд системных проблем, для устранения которых необходимо подключать иные министерства, ведомства, а некоторые проблемы могут быть урегулированы только на уровне правительства. Например, вопросы финансирования здравоохранения, увеличения заработной платы медицинских работников, развития фармацевтической промышленности.
— Дефицит специалистов и низкий, зачастую крайне неравномерный уровень зарплат — ключевые проблемы отрасли. Как, по вашему мнению, можно исправить ситуацию?
— Вопросы кадрового дефицита в здравоохранении регулярно поднимаются на совещаниях и круглых столах тематической площадки «Здравоохранение». Мониторинги Народного фронта показывают, что граждане отчетливо ощущают кадровый дефицит в здравоохранении, когда не могут записаться на прием к врачу более двух недель — о такой проблеме сообщили 61 % респондентов; не находят необходимого специалиста в ближайшей поликлинике 81 % респондентов; записавшись на прием к определенному времени, стоят в живых очередях в медицинских учреждениях 85 % респондентов.
Источник: Народный фронт. Комплексный мониторинг здравоохранения — 2023. 17,2 тыс. респондентов во всех субъектах РФ. 13 апреля — 23 июня 2023 года
Сами медики недовольны прежде всего низкой зарплатой. Комплексный мониторинг здравоохранения 2023 года, охвативший более 20 тыс. медицинских работников, показал, что 41 % респондентов-медиков не удовлетворены содержанием и условиями работы. Среди причин чаще всего указывали размер заработной платы (70 %), большое количество пациентов и смен (39 %), неудовлетворительное материально-техническое состояние медицинской организации (36 %), бюрократическую нагрузку (33 %), отношение пациентов (32 %), отношение начальства (23 %). Уточню, что кадровый дефицит усугубляет положение медиков, работающих в государственных учреждениях здравоохранения: растет поток пациентов и бюрократическая нагрузка.
— У Народного фронта есть идеи, как повысить оплату труда медиков?
— Вопросы оплаты труда работников здравоохранения — основа решения кадровой проблемы в отрасли. Эта тема неоднократно обсуждалась на заседаниях тематической площадки «Здравоохранение». В частности, анализировалась новая модель системы оплаты труда, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 847 для реализации в семи пилотных субъектах, давались экспертные оценки, в том числе на основе опросов медицинских работников. По итогам обсуждений Народный фронт неоднократно вносил предложения в адрес правительства, министерств и ведомств о необходимости смещения сроков реализации пилотного проекта на более раннюю дату.
Мы направили в правительство предложение разработать законодательно обоснованные меры совершенствования отраслевой системы оплаты труда.
Для медицинских работников первичного звена определить максимально допустимый уровень совместительства в 1,5 ставки, установить единые по стране средние оклады в зависимости от уровня профессионально-квалификационной группы или тарифного разряда.
— Что вы думаете о системе выплат за онконастороженность? Почему она не работает?
— О проблеме с выплатами медикам за выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях Народному фронту рассказывали и рядовые врачи, и руководители медицинских организаций. Потенциально эффективная мера на практике не работает из-за бюрократических трудностей. Из интервью с главными врачами стало понятно: чтобы связать факт прохождения пациентом обследования у конкретного специалиста с последующим выявлением онкологического заболевания, необходимо провести ряд достаточно трудоемких проверочных мероприятий. При этом сумма выплаты мала: 1 тыс. рублей делится между тремя врачами.
И в результате, по данным Минздрава России, в 2022 году медицинские организации использовали всего 1,4 % средств, предусмотренных на выплату. За 9 месяцев 2023 года — 6,1 % (3,3 млн рублей из 54,0 млн) за выявление 2330 случаев онкологических заболеваний.
5 февраля 2024 года принято постановление правительства, в соответствии с которым та же сумма в 1 тыс. рублей будет выплачиваться только одному медицинскому работнику — тому, кто в ходе или по результатам диспансеризации и профилактического медосмотра впервые назначил консультацию врача-специалиста или диагностические исследования для выявления онкологического заболевания. Это снизит число административных процедур и повысит мотивацию врачей и медицинских организаций.
Впоследствии Народный фронт будет проводить мониторинг эффективности этих новаций, и в случае, если принятых мер окажется недостаточно, прорабатывать с правительством и Минздравом дополнительные меры.
— На ваш взгляд, сегодняшние объемы финансирования государственного здравоохранения адекватны стоящей перед ним задаче — обеспечить качество и доступность медицинской помощи?
— В целом доля расходов на здравоохранение в бюджете 2024 года соответствует пропорциям до пандемии COVID-19. В 2018 году она составляла всего 3,4 %, в 2019 году — 4,2 %. В период пандемии она ожидаемо выросла, так как появились срочные расходы на оказание медицинской помощи заболевшим, повышенные выплаты медицинским работникам, перестройку всей системы здравоохранения, вакцинацию. В 2020 году доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составляла 6,1 %, в 2021 и 2022 годах — по 6,2 %. В 2023 году увеличенная доля сохранилась — 6,4 %. Важно отметить, что за последние годы расходы на здравоохранение в абсолютном объеме только росли: с 460 млрд рублей в 2018 году до 1,4 трлн рублей в 2023 году, а в 2024 году объем финансирования составит 1,6 трлн рублей.
Однако следует учесть, что значительная часть государственных расходов на здравоохранение проходит через ФОМС — в 2024 году сумма составит 3,7 трлн рублей. Заработная плата медицинских работников формируется в основном за счет средств ФОМС. Мы считаем, что тарифы в рамках системы ОМС нужно привести в соответствие с реальной стоимостью оказания медицинской помощи. Также необходимо внедрять новые информационные технологии — телемедицину и средства для удаленной медицинской диагностики, развивать медицинские информационные системы. Благодаря этому удастся снизить «стоимость» административной работы и освободить больше средств для оказания медицинской помощи.
— В сферу внимания Народного фронта попал долгострой онкодиспансера в Комсомольске-на-Амуре. Как это произошло?
— В соответствии с поручениями президента России Народный фронт проводит мониторинг исполнения национальных проектов и входящих в них структурных элементов — в том числе федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Сигнал о ситуации с Межрайонным онкологическим диспансером в Комсомольске-на-Амуре поступил из Хабаровского края, когда в июле-августе 2023 года центральный исполком организовал выездной рейд для проверки медицинских строек региона. В ходе рейда были выявлены проблемы при строительстве нового инфекционного корпуса Детской краевой клинической больницы им. А.К. Пиотровича и сложности с приобретением оборудования для КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» минздрава Хабаровского края, а также трудности с оснащением Межрайонного онкологического диспансера.
Подтверждение информации мы нашли, проанализировав электронный бюджет и данные о государственных закупках, проведя интервью с региональными экспертами в области здравоохранения. После тщательной проверки по всем доступным источникам мы сообщили о выявленных проблемах президенту России.
— Движению часто приходится докладывать о проблемах главе государства?
— Народный фронт регулярно информирует президента Российской Федерации, как лидера движения, о выявленных проблемах, о проделанной по его поручениям работе. Мы готовим доклады главе государства, заключения на доклады правительства Российской Федерации, иные информационные материалы. Выступаем на совещаниях, которые проводит Владимир Путин. Как правило, конкретные ситуации разрешаются на уровне регионов или федеральных министерств. Но есть вопросы, которые требуют сотрудничества нескольких органов власти. Благодаря вмешательству президента России принимаются системные решения, которые быстро устраняют проблемы, волнующие людей.