Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Закон
22 февраля 2023
5992

Через тернии к НМИЦам: направление и обращение пациента в федеральную медорганизацию

Автор: «Факультет медицинского права»
Через тернии к НМИЦам: направление и обращение пациента в федеральную медорганизацию
Периодически у врача возникает необходимость направить больного в федеральную медорганизацию для оказания ему специализированной медпомощи. Причиной может быть сложное течение заболевания или отсутствие объективной возможности лечения в регионе. Иногда сам пациент настаивает на лечении в федеральном центре. О том, когда можно и нужно направить пациента «к федералам» и как это правильно сделать, а также как пациенту самостоятельно попасть в НМИЦ, рассказываем в нашем материале.

Похожие, но разные

Направление пациента в федеральную медорганизацию для оказания специализированной медпомощи регулируется несколькими актами Минздрава. Прежде всего – приказами №796н и №1363н. Показания для лечения в федеральных центрах четко определены. Специализированную помощь можно получить только в наиболее сложных случаях, в частности при нетипичном течении заболевания или наличии коморбидности.

Алгоритм действий в обоих приказах схож, однако есть и существенные отличия: приказ №1363н регулирует направление пациентов в федцентры по ОМС, а приказ №796н – за счет средств ОМС плюс федерального бюджета.

Таким образом, направляя пациента в федеральный центр для оказания медпомощи целиком в рамках ОМС, нужно руководствоваться приказом №1363н как более поздним принятым актом. Если необходимая медпомощь не включена в базовую программу ОМС (и в нескольких других случаях) и оплачивается за счет средств федерального бюджета, то нужно следовать приказу №796н.

Оба акта содержат одинаковые списки медицинских показаний. Но в приказе №1363н указано, что направить пациента в федеральный центр можно и в том случае, если его состояние не отражено в списках показаний, а специализированную медпомощь на территории его проживания оказывает только этот центр.

Согласно приказу №1363н необходимые для направления документы могут формироваться в электронном виде с использованием информационных систем в сфере здравоохранения.

Оба приказа предписывают предоставить выписку из меддокументации и направление на госпитализацию. Приказ №1363н, помимо этих документов, требует согласие на обработку персональных данных.

В приказе №1363н прямо указывается, что пациент может сам обратиться в федеральный центр с результатами исследований, подтверждающими диагноз и медпоказания. Федеральный медцентр удовлетворит желание пациента при наличии профинансированных объемов медпомощи. При этом непонятно, кто и каким образом должен определить наличие показаний и как оно должно быть зафиксировано.

В такой ситуации совершенно не исключено, что федеральный центр не примет пациента, так как наличие показаний может и не подтвердиться.

При этом неясность норм приказа проецируется на практику правоприменения. В рамках подготовки данной статьи мы позвонили в два ведущих медицинских центра, чтобы уточнить, как пациент может реализовать свое право на самостоятельное обращение, которое закреплено в приказе №1363н.

Оператор МНИОИ им. П.А. Герцена – филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России сразу предложила записать пациента с онкологическим диагнозом на консультацию без направления – по полису ОМС. А в НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина дали прямо противоположный ответ, сказав, что обязательно требуется направление от врача-онколога по форме 057/у-04, без направления получить медпомощь можно только на платной основе.

Согласно приказу №796н есть два случая, когда направить в федеральный центр пациента может Минздрав России:

  • пациент не имеет регистрации по месту жительства на территории РФ;
  • региональный минздрав не обеспечил направление пациента в федеральную медорганизацию.

Чтобы получить такое направление, пациент должен письменно обратиться в Минздрав.

Приказ №1363н вовсе не упоминает Минздрав в числе органов, которые могут направить пациента в федеральный центр.

По общему правилу выбор федеральной медорганизации осуществляется по направлению лечащего врача. Если в реализации программы госгарантий / программы ОМС принимают участие несколько федеральных центров, оказывающих специализированную медпомощь при заболеваниях пациента, врач обязан проинформировать его о возможности выбора. Отметим, что онкопорядок «привязывает» пациента к медорганизации введением четких актов маршрутизации, которые фактически лишают его права выбора медорганизации за пределами региона. Но на ситуацию с федеральными центрами эти ограничения не распространяются. В онкопорядке определено, что специализированная медпомощь в федеральных центрах оказывается по медицинским показаниям, предусмотренным приказом №796н, а также в соответствии с приказом №1363н.

В обоих случаях для госпитализации пациента в федеральную медорганизацию требуется решение врачебной комиссии самой федеральной медорганизации. Но различается срок, в течение которого это решение должно быть принято. Так, в приказе №796н установлен срок 7 рабочих дней, в приказе №1363н – 3 рабочих дня. Кроме того, по приказу №796н федеральный центр необходимо предварительно уведомить о направлении пациента и согласовать возможность и сроки его госпитализации.

Решения, которые может принять врачебная комиссия федеральной медорганизации, тоже разные. В приказе №1363н их больше:

Приказ №796н

Приказ №1363н

О наличии медпоказаний для госпитализации пациента в федеральный центр

Об отсутствии медпоказаний для госпитализации пациента в федеральный центр с рекомендациями по дальнейшему медицинскому наблюдению и (или) лечению пациента

О наличии медпоказаний для направления пациента в медорганизацию, оказывающую высокотехнологичную медпомощь

О необходимости проведения допобследования

О наличии медпоказаний для направления пациента в иной федеральный центр

О наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента в федеральный центр, с рекомендациями по дальнейшему медобследованию, наблюдению или лечению пациента

Еще одно важное отличие касается гарантий прав пациента. В приказе №796н установлено, что пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральную медорганизацию на любом этапе, а также действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц в порядке, установленном законодательством. Приказ №1363н таких норм не содержит.

Из рук в руки

Как выглядит процесс «передачи» пациента с местного уровня на федеральный? В том случае, когда направление пациента в федеральную медорганизацию инициирует лечащий врач, он определяет наличие или отсутствие медпоказаний. Среди них, в частности, – нетипичное течение заболевания, отсутствие эффекта от проводимого лечения, необходимость допобследования в диагностически сложных случаях.

После того как лечащий врач выписывает направление, ключевым игроком становится врачебная комиссия федеральной медорганизации. Свое решение врачебная комиссия доводит до сведения направляющей медорганизации.

Если федеральный центр не нашел оснований для госпитализации пациента, региональный минздрав должен обеспечить дальнейшее оказание ему медпомощи с учетом рекомендаций врачебной комиссии в объемах, предусмотренных территориальной программой госгарантий / ОМС.

Приказ №1363н содержит также подробный алгоритм на случай, если пациент не соглашается на госпитализацию в дату, запланированную врачебной комиссией, или если возникли условия, препятствующие госпитализации пациента. Медорганизация направляет в федеральный центр уведомление об отказе в госпитализации или о необходимости изменения даты.

Федеральный центр может сам выступать направляющей организацией, если у пациента выявляются заболевания, при которых оказание медпомощи в этом федцентре невозможно. Тогда больной направляется в иную федеральную медорганизацию.

В этом же приказе описан порядок действий в ситуации, когда лечение в конкретном федеральном центре по каким-то причинам невозможно. Вступает в игру ФОМС: он уведомляет направляющую организацию о невозможности госпитализации и определяет одну или несколько федеральных медорганизаций, которые могут оказать специализированная медпомощь пациенту.

Приказы vs порядки

Помимо приказов №796н и №1363н, собственные основания для направления устанавливают «профильные» порядки оказания медпомощи. Оценим положения некоторых из них на предмет соответствия «общим» нормам.

Многие «профильные» порядки были приняты более 10 лет назад, поэтому они ссылаются на приказ Минздравсоцразвития от 16.04.2010 №243н, который в настоящее время заменен приказом №796н. Так, порядок по профилю «гематология» практически дословно повторяет положения утратившего силу приказа №243н об основаниях направления пациентов в федеральные госучреждения. Аналогичная история с порядком оказания медпомощи при ВИЧ-инфекции.

При этом существуют порядки, в которых закреплены особенные, связанные с профилем случаи, при которых пациенты направляются в федеральные центры.

В онкопорядке закреплено, что врач-онколог ЦАОП или первичного онкологического кабинета направляет пациента в федеральную медорганизацию для уточнения диагноза, определения тактики лечения, а также при наличии медпоказаний для оказания специализированной медпомощи.

При наличии у пациента отдельных онкологических заболеваний (например, злокачественного новообразования сердца или надпочечника) для определения лечебной тактики врачу рекомендовано организовать проведение консультации или консилиума в федеральной медорганизации, подведомственной Минздраву. О том, являются ли заключения НМИЦ обязательными, – в нашем материале.

Согласно порядку по комбустиологии, если в медорганизации региона отсутствует ожоговое отделение или центр, специализированная медпомощь будет оказываться на ожоговых койках многопрофильных медорганизаций с последующей эвакуацией пациента в ожоговое отделение или центр другого региона или федеральной медорганизации.

Насколько соответствуют приказам №796н и №1363н изложенные в порядках медпомощи «профильные» основания для направления в федеральные медорганизации? Полагаем, что описанная выше ситуация по комбустиологии вполне подпадает под одно из оснований, имеющихся в приказах, – необходимость применения методов лечения, которые подведомственные региональным минздравам медорганизации / медорганизации, осуществляющие деятельность в рамках территориальной программы ОМС, не выполняют.

С порядком по онкопомощи сложнее. В нем указано, что «в случае невозможности установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания», может потребоваться уточнение диагноза в федеральном центре. В целом уточнение диагноза тогда может рассматриваться как «необходимость дополнительного обследования в диагностически сложных случаях» (из списка показаний в обоих приказах).

Также онкопорядок допускает направление в федеральный центр для определения тактики лечения. Что такое «тактика лечения», не очень понятно (дефиниции этого термина нет, поэтому толковаться он может довольно широко). Однако, на наш взгляд, логично, что тактика лечения должна определяться после установки диагноза (при этом тактика лечения не равна самому лечению). Но в приказах №796н и №1363н ничего не говорится об определении тактики лечения, и подходящих этому случаю оснований для направления в федеральные центры в них нет.

Получается, что онкопорядок расширяет основания для направления в федеральные медорганизации для онкологических пациентов.

Выводы

Таким образом, процедура направления в федеральные центры регулируется в наиболее общем виде двумя приказами Минздрава с частично пересекающейся, частично отличной сферой действия. Фрагментарно этот вопрос также регламентируется в порядках оказания медпомощи. Исходя из того, что в приказах однозначно установлено наличие медпоказаний, одно лишь желание пациента основанием для направления быть не может.

Подчеркнем еще один момент. Приказ №1363н предусматривает возможность самостоятельного обращения в федеральный центр в том случае, если пациент имеет результаты исследований, подтверждающие установленный диагноз и медпоказания. Но, как показала практика, это право существует лишь на бумаге. Пациенты все равно сталкиваются с тем, что федеральные центры требуют направление: еще и по определенной форме – 057/у-04 (ранее мы разбирали неправомерность таких требований). Как часто бывает, над полезными, на первый взгляд, нормами довлеют старые бюрократические привычки.

telegram protivrakaru

Федеральные медицинские организации – медицинские организации и иные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти.

Специализированная помощь оказывается только в условиях дневного стационара и стационарных условиях (ст. 34 федерального закона №323-ФЗ).

Приказ Минздрава России от 02.12.2014 №796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи».

Приказ Минздрава России от 23.12.2020 №1363н «Об утверждении Порядка направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования».

В рамках базовой программы ОМС оказывается специализированная медпомощь при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, системы кровообращения, органов дыхания и т. д., а также высокотехнологичная медпомощь, включенная в перечень ВМП-1.

За счет федерального бюджета осуществляется финобеспечение:

  • специализированной медпомощи, оказываемой федеральными медорганизациями (в части медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС, в том числе при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных ВИЧ, СПИД, при туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медпомощи, предусмотренную базовой программой ОМС);
  • специализированной медпомощи, оказываемой медорганизациями, подведомственными ФМБА;
  • медпомощи, предусмотренной для определенных категорий граждан, оказываемой в медорганизациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Утвержден приказом Минздрава России от 19.02.2021 №116н.

Отличается и срок, в течение которого врачебная комиссия федерального медцентра уведомляет направляющую медорганизацию о принятом решении (2 рабочих дня в приказе №1363н vs 3 рабочих дня в приказе №796н).

Лечащий врач той медорганизации, в которой пациент получает первичную специализированную или специализированную медпомощь.

Медицинские показания для направления в федеральный центр:

а) нетипичное течение заболевания и (или) отсутствие эффекта от проводимого лечения;

б) необходимость применения методов лечения, не выполняемых в медорганизациях, осуществляющих деятельность в рамках территориальной программы ОМС / медорганизациях, подведомственных региональным минздравам;

в) высокий риск хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием коморбидных заболеваний;

г) необходимость выполнения повторных хирургических вмешательств в трех вышеперечисленных случаях;

д) необходимость допобследования в диагностически сложных случаях и (или) в случаях комплексной предоперационной подготовки у пациентов с осложненными формами заболевания и (или) коморбидными заболеваниями для последующего лечения;

е) необходимость повторной госпитализации по рекомендации федерального центра.

В частности, если федеральная медорганизация утратила право на осуществление меддеятельности или с ней расторгнут договор на оказание и оплату медпомощи в рамках базовой программы ОМС.

Утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 №930н.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2010 №243н «Об организации оказания специализированной медицинской помощи».

Утвержден приказом Минздрава России от 08.11.2012 №689н.

Утвержден приказом Минздрава России от 09.06.2020 №559н.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все