Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Закон
14 июля 2022
3902

Заключения НМИЦ: рекомендация или требование?

Автор: «Факультет медицинского права»
Заключения НМИЦ: рекомендация или требование?
Нередко пациенты самостоятельно обращаются в национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦ), а потом приходят в региональные клиники с заключением от НМИЦ. Иногда региональные клиники и по собственному почину обращаются в НМИЦ за консультацией. Однако рекомендации НМИЦ по лечению бывают слишком дорогостоящими, кроме того, назначенные препараты могут просто отсутствовать в регионе. В таких случаях региональные клиники вынуждены отклоняться от рекомендаций НМИЦ и менять их назначения. Врач региональной клиники может изменить лечение и потому, что не согласен с мнением федерального центра. При этом в законодательстве не зафиксирован особый «референс-статус» федеральных центров и их рекомендаций. Разбираемся, обязаны ли клиники соблюдать рекомендации федеральных центров и какие санкции за это им грозят.

Итак, проблема с рекомендациями НМИЦ возникает в двух случаях:

  • пациенты самостоятельно обращаются в НМИЦ для назначения лечения, а затем приходят с полученными рекомендациями в свой регион;
  • региональные клиники обращаются в НМИЦ для консультации (проведения консилиума) в сложных клинических случаях (чаще всего с применением телемедицинских технологий (ТМТ)).

Что грозит за невыполнение рекомендаций НМИЦ?

Нельзя сказать наверняка, так как здесь много нюансов. С одной стороны, обязательность их выполнения сомнительна с юридической точки зрения и даже противоречит Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №323-ФЗ).

С другой стороны, соблюдение рекомендаций НМИЦ оценивается при проведении медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. И за невыполнение рекомендаций НМИЦ медорганизация теоретически может быть оштрафована или лишена оплаты / части оплаты.

Но произойти это может лишь в двух случаях (обратите внимание на выделенный текст):

  • установление неверного диагноза, связанное с невыполнением, несвоевременным или ненадлежащим выполнением необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медпомощи, в том числе по результатам проведенного диспансерного наблюдения, с учетом рекомендаций по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных медицинскими работниками НМИЦ в ходе консультаций/консилиумов с применением ТМТ
  • невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе по результатам проведенного диспансерного наблюдения, рекомендаций по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных медицинскими работниками НМИЦ в ходе консультаций/консилиумов с применением ТМТ.
Иначе говоря, финансовые санкции могут грозить клинике, если игнорирование назначений НМИЦ привело к постановке неверного диагноза и (или) если пациенту не проведены нужные диагностические или лечебные мероприятия, хотя медработниками НМИЦ были даны соответствующие рекомендации.

При этом во втором случае уточнено, что нарушением будет считаться не любое невыполнение рекомендаций, а лишь необоснованное их невыполнение.

А теперь о нюансах…

  1. Финансовые санкции предусмотрены не за невыполнение собственно рекомендаций НМИЦ, а за нарушения при оказании медицинской помощи в соответствии с другими документами – порядками, клиническими рекомендациями, стандартами. Только в совокупности с ними учитываются рекомендации НМИЦ. Да и в целом формулировка «с учетом» совсем не равна формулировке «в соответствии», предполагающей большую степень обязательности.
  2. Неясно, в каком объеме должны учитываться при этом рекомендации НМИЦ. Что значит «с учетом рекомендаций… данных медицинскими работниками НМИЦ» – сколько процентов назначений нужно выполнить, а сколько можно проигнорировать?
  3. Речь идет не о любых рекомендациях НМИЦ, а только о тех, которые были получены с применением ТМТ. Получается, назначения «на бумаге», которые принес пациент из НМИЦ по своей инициативе, сюда не относятся? А на практике такие «бумажные» рекомендации преобладают.
  4. Обоснованность/необоснованность невыполнения рекомендаций почему-то не оценивается в случаях неверной постановки диагноза. А в случае неверного проведения диагностических или лечебных мероприятий нужно еще доказать эту необоснованность.
  5. Обследование и лечение пациента организует лечащий врач, а рекомендации консультантов выполняются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Все это в совокупности говорит о том, что рекомендации НМИЦ не имеют особого правового статуса, не носят обязательного характера, и поэтому законность применения финансовых санкций к медорганизации за их нарушение едва ли будет доказана. Об этом свидетельствует и отсутствие судебной практики по оспариванию медицинскими организациями финансовых санкций за несоблюдение рекомендаций НМИЦ.

А что грозит, наоборот, за выполнение рекомендаций НМИЦ?

Именно лечащий врач и «лечащая» медорганизация несут всю ответственность за результаты лечения. Не исключена и юридическая ответственность, если лечение привело к неблагоприятному исходу. Поэтому они и вправе не следовать рекомендациям другой клиники, в том числе НМИЦ.

Однако если в региональной клинике были выполнены рекомендации НМИЦ и это нанесло вред пациенту (ведь нельзя исключить вероятность того, что тактика лечения НМИЦ ошибочна?), то это может позволить ей уйти от ответственности или хотя бы сделать ее солидарной.

Мы полагаем, что следование заключению федерального центра может стать основанием для освобождения лечащего врача и регионального лечебного учреждения от ответственности по причине отсутствия вины с их стороны. Согласно п. 9 Порядка №965н консультанты (участники консилиума) несут ответственность за свои рекомендации (в пределах данного им медицинского заключения).

Тем не менее повторим, что заключения НМИЦ не наделены каким-либо особым статусом и не являются обязательными для соблюдения. Поэтому эти рассуждения являются сугубо теоретическими, а решение суда на реальном процессе сложно спрогнозировать. Остается надеяться на полноценное правовое регулирование затронутого вопроса в будущем.

В каких случаях лечащий врач обязан обращаться в НМИЦ за рекомендациями?

Врач региональной клиники может в сложных случаях обратиться в федеральный центр, чтобы организовать консультацию или созвать консилиум.

Консультация с НМИЦ рекомендована при выявлении редких патологий – других оснований для обращения в федеральные центры действующее законодательство не устанавливает. При этом тактику лечения пациентов с онкозаболеваниями определяет консилиум.

Но это именно возможность, а не обязанность! Требования об обязательном обращении в НМИЦ в законодательстве отсутствуют, а потребность в консультации (консилиуме) в НМИЦ лечащий врач определяет самостоятельно.

Сложности в организации консилиума врачей в соответствии с новым порядком онкопомощи (обязательность наличия в медицинской организации одновременно следующих подразделений: химиотерапевтического, хирургического, радиологического) привели к выделению ведомственных или городских консилиумов, спускающих тактику лечения пациентов в нижестоящие организации. Такая практика не отвечает правилам текущего регулирования и сомнительна с точки зрения закона. В частности, протоколы таких консилиумов не имеют особого правового статуса и не обязательны для других клиник точно так же, как и заключения федеральных центров.

Итак, на данный момент рекомендации НМИЦ нужно воспринимать именно как рекомендации: они должны учитываться, но строго следовать им необязательно – главное, чтобы пациент получил верный диагноз, чтобы ему были назначены нужны диагностические и лечебные мероприятия в соответствии с основными документами (порядками оказания медпомощи и клиническими рекомендациями).

telegram protivrakaru

Сеть НМИЦ развивается в России с целью повышения качества медпомощи и включает организации, подведомственные Минздраву России. Для этого запущен федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» (входит в национальный проект «Здравоохранение», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16).

Регулируется этот процесс приказом Минздрава России от 07.04.2021 №309 «Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров». В нем зафиксированы общие нормы о НМИЦ, цели их деятельности и пр.

Действующий состав сети НМИЦ предусматривает 37 исследовательских центров, из них 32 по профилям «онкология» и «гематология» (приказ Минздрава России от 11.09.2017 №622 «О сети национальных медицинских исследовательских центров»).

Пп. 4 п. 17, пп. 6 п. 18, п. 25, пп. 5 п. 35, 39, пп. 6 п. 40, п. 42, 43 Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.03.2021 №231н (далее – Порядок №231н).

Указанное следует из Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н (далее – Правила №108), а также из Порядка №231н.

Приложение №5 к Правилам №108н, приложение к Порядку №231н.

Согласно ч. 2 ст. 70 федерального закона №323-ФЗ. При этом нормы федерального закона №323-ФЗ имеют большую юридическую силу, чем нормы Правил №108 и Порядка №231н.

Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2017 №965н.

Онкологических заболеваний, входящих в рубрики МКБ-10 C37, C38, C40–C41, C45–C49, C58, D39, C62, C69–C70, C72, C74, а также соответствующих кодам 3-го издания МКБ-О 8936, 906–909, 8247/3, 8013/3, 8240/3, 8244/3, 8246/3, 8249/3.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденный приказом Минздрава России от 19.02.2021 №116н.

См. общие нормы о консилиумах и консультациях в федеральном законе №323-ФЗ, а также в Порядке №965н.

 

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гость
Гость
2 лет назад

Нелепая попытка построить “вертикаль” в медицине – рекомендации, в той или иной степени, обязательные дает некий консилиум, а отвечает за все по Закону лечащий врач. Причина понятна, бездарность руководителей здравоохранения, и огромная разница в оснащении больниц и условиях работы и навыках врачей в разных регионах. Путь заведомо тупиковый в условиях нищеты региональных бюджетов и административного невежества.

Актуальное
все