Итак, проблема с рекомендациями НМИЦ возникает в двух случаях:
- пациенты самостоятельно обращаются в НМИЦ для назначения лечения, а затем приходят с полученными рекомендациями в свой регион;
- региональные клиники обращаются в НМИЦ для консультации (проведения консилиума) в сложных клинических случаях (чаще всего с применением телемедицинских технологий (ТМТ)).
Что грозит за невыполнение рекомендаций НМИЦ?
Нельзя сказать наверняка, так как здесь много нюансов. С одной стороны, обязательность их выполнения сомнительна с юридической точки зрения и даже противоречит Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №323-ФЗ).
С другой стороны, соблюдение рекомендаций НМИЦ оценивается при проведении медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. И за невыполнение рекомендаций НМИЦ медорганизация теоретически может быть оштрафована или лишена оплаты / части оплаты.
Но произойти это может лишь в двух случаях (обратите внимание на выделенный текст):
- установление неверного диагноза, связанное с невыполнением, несвоевременным или ненадлежащим выполнением необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медпомощи, в том числе по результатам проведенного диспансерного наблюдения, с учетом рекомендаций по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных медицинскими работниками НМИЦ в ходе консультаций/консилиумов с применением ТМТ
- невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, в том числе по результатам проведенного диспансерного наблюдения, рекомендаций по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных медицинскими работниками НМИЦ в ходе консультаций/консилиумов с применением ТМТ.
При этом во втором случае уточнено, что нарушением будет считаться не любое невыполнение рекомендаций, а лишь необоснованное их невыполнение.
А теперь о нюансах…
- Финансовые санкции предусмотрены не за невыполнение собственно рекомендаций НМИЦ, а за нарушения при оказании медицинской помощи в соответствии с другими документами – порядками, клиническими рекомендациями, стандартами. Только в совокупности с ними учитываются рекомендации НМИЦ. Да и в целом формулировка «с учетом» совсем не равна формулировке «в соответствии», предполагающей большую степень обязательности.
- Неясно, в каком объеме должны учитываться при этом рекомендации НМИЦ. Что значит «с учетом рекомендаций… данных медицинскими работниками НМИЦ» – сколько процентов назначений нужно выполнить, а сколько можно проигнорировать?
- Речь идет не о любых рекомендациях НМИЦ, а только о тех, которые были получены с применением ТМТ. Получается, назначения «на бумаге», которые принес пациент из НМИЦ по своей инициативе, сюда не относятся? А на практике такие «бумажные» рекомендации преобладают.
- Обоснованность/необоснованность невыполнения рекомендаций почему-то не оценивается в случаях неверной постановки диагноза. А в случае неверного проведения диагностических или лечебных мероприятий нужно еще доказать эту необоснованность.
- Обследование и лечение пациента организует лечащий врач, а рекомендации консультантов выполняются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
А что грозит, наоборот, за выполнение рекомендаций НМИЦ?
Именно лечащий врач и «лечащая» медорганизация несут всю ответственность за результаты лечения. Не исключена и юридическая ответственность, если лечение привело к неблагоприятному исходу. Поэтому они и вправе не следовать рекомендациям другой клиники, в том числе НМИЦ.
Однако если в региональной клинике были выполнены рекомендации НМИЦ и это нанесло вред пациенту (ведь нельзя исключить вероятность того, что тактика лечения НМИЦ ошибочна?), то это может позволить ей уйти от ответственности или хотя бы сделать ее солидарной.
Тем не менее повторим, что заключения НМИЦ не наделены каким-либо особым статусом и не являются обязательными для соблюдения. Поэтому эти рассуждения являются сугубо теоретическими, а решение суда на реальном процессе сложно спрогнозировать. Остается надеяться на полноценное правовое регулирование затронутого вопроса в будущем.
В каких случаях лечащий врач обязан обращаться в НМИЦ за рекомендациями?
Врач региональной клиники может в сложных случаях обратиться в федеральный центр, чтобы организовать консультацию или созвать консилиум.
Консультация с НМИЦ рекомендована при выявлении редких патологий – других оснований для обращения в федеральные центры действующее законодательство не устанавливает. При этом тактику лечения пациентов с онкозаболеваниями определяет консилиум.
Но это именно возможность, а не обязанность! Требования об обязательном обращении в НМИЦ в законодательстве отсутствуют, а потребность в консультации (консилиуме) в НМИЦ лечащий врач определяет самостоятельно.
Итак, на данный момент рекомендации НМИЦ нужно воспринимать именно как рекомендации: они должны учитываться, но строго следовать им необязательно – главное, чтобы пациент получил верный диагноз, чтобы ему были назначены нужны диагностические и лечебные мероприятия в соответствии с основными документами (порядками оказания медпомощи и клиническими рекомендациями).
Сеть НМИЦ развивается в России с целью повышения качества медпомощи и включает организации, подведомственные Минздраву России. Для этого запущен федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» (входит в национальный проект «Здравоохранение», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16).
Регулируется этот процесс приказом Минздрава России от 07.04.2021 №309 «Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров». В нем зафиксированы общие нормы о НМИЦ, цели их деятельности и пр.
Действующий состав сети НМИЦ предусматривает 37 исследовательских центров, из них 32 по профилям «онкология» и «гематология» (приказ Минздрава России от 11.09.2017 №622 «О сети национальных медицинских исследовательских центров»).
Пп. 4 п. 17, пп. 6 п. 18, п. 25, пп. 5 п. 35, 39, пп. 6 п. 40, п. 42, 43 Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.03.2021 №231н (далее – Порядок №231н).
Указанное следует из Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н (далее – Правила №108), а также из Порядка №231н.
Приложение №5 к Правилам №108н, приложение к Порядку №231н.
Согласно ч. 2 ст. 70 федерального закона №323-ФЗ. При этом нормы федерального закона №323-ФЗ имеют большую юридическую силу, чем нормы Правил №108 и Порядка №231н.
Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2017 №965н.
Онкологических заболеваний, входящих в рубрики МКБ-10 C37, C38, C40–C41, C45–C49, C58, D39, C62, C69–C70, C72, C74, а также соответствующих кодам 3-го издания МКБ-О 8936, 906–909, 8247/3, 8013/3, 8240/3, 8244/3, 8246/3, 8249/3.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденный приказом Минздрава России от 19.02.2021 №116н.
См. общие нормы о консилиумах и консультациях в федеральном законе №323-ФЗ, а также в Порядке №965н.
Нелепая попытка построить “вертикаль” в медицине – рекомендации, в той или иной степени, обязательные дает некий консилиум, а отвечает за все по Закону лечащий врач. Причина понятна, бездарность руководителей здравоохранения, и огромная разница в оснащении больниц и условиях работы и навыках врачей в разных регионах. Путь заведомо тупиковый в условиях нищеты региональных бюджетов и административного невежества.