На протяжении года неоднократно вносились поправки в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»:
1) Положения об обращении лекарственных средств согласованы с нормами ЕАЭС: по правилам союза теперь будут проводится доклинические и клинические исследования лексредств, а также процедуры, связанные с регистрацией (перерегистрацией).
Взаимодействие при оказании услуг по регистрации будет осуществляться через Госуслуги и (или) ЕГИСЗ.
Определены особенности ввода в оборот высокотехнологичных лекарств, а также лекарств для пациентов с орфанными заболеваниями. Кроме того, устанавливаются правила обращения персонализированных биотехнологических лекарственных препаратов.
Нормы вступают в законную силу поэтапно, предусмотрены переходные положения.
2) Важные изменения внесены в статью 57 закона об обращении лекарственных средств: расширен перечень случаев, когда запрещается продажа лекарственных препаратов.
С 01.03.2025 нельзя будет продавать не только фальсифицированные, недоброкачественные и контрафактные средства (такой запрет действует и сейчас), но и лекарства без маркировки или заблокированные в системе «Честный знак», препараты, применение которых приостановлено, оборот которых прекращен или маркировка которых не соответствует установленным требованиям.
Вновь нормативно закреплен запрет продажи лекарств с истекшим сроком действия. Отметим, что ранее такой запрет был предусмотрен Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», утратившим силу в связи с принятием в 2010 году Закона об обращении лекарственных средств.
Под новые правила не попадут лекарства для лечения высокозатратных нозологий.
3) Поправки, внесенные в закон об обращении лекарственных средств, установили открытый перечень расположенных в сельской местности обособленных подразделений медорганизаций, которые могут продавать лекарства в розницу при отсутствии аптек.
Ранее такая возможность была только у амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров общей врачебной (семейной) практики.
Нововведение направлено на повышение доступности лекарств для сельских жителей.
Изменения вступили в силу с 01.09.2024
В связи с введением в России электронной регистрации лекарств Минздрав отменил 8 приказов, которыми ранее регулировались, в том числе:
- объем информации для формирования раздела клинической документации, необходимой для госрегистрации орфанных препаратов;
- формы регистрационного удостоверения препарата;
- правила выбора наименований и форм лекарств;
- требования к инструкции;
- порядка формирования регистрационного досье на препарат.
Приказы утратили силу с 28.06.2024 и с 01.09.2024, за исключением приказа о форме регудостоверения − он перестанет действовать с 01.01.2025.
Изменения коснулись и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
Федеральным законом от 08.08.2024 № 323-ФЗ расширен круг лиц, которые вправе осуществлять фармацевтическую деятельность.
С 01.09.2024 продавать лекарства смогут работники любых подразделений медорганизаций в сельской местности, где нет аптек.
Как и ранее, такие медработники должны иметь право заниматься меддеятельностью и получить дополнительное профобразование в части розничной торговли лекарствами. Только теперь перечень обособленных подразделений не ограничивается амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, а также центрами общей врачебной (семейной) практики.
Конституционный Суд признал частично не соответствующими Конституции РФ положения пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 закона об основах охраны граждан в той мере, в которой не предусмотрен резервный механизм обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
В решении отмечено, что упомянутые нормы возлагают на региональные бюджеты обязанность обеспечить таких больных необходимой лекарственной терапией. При этом финансовые возможности субъектов РФ часто бывают ограничены или значительно неравны между собой с экономической точки зрения. Все это задерживает получение препаратов, так важных для жизни орфанных больных.
Конституционный Суд обязал федерального законодателя в кратчайшие сроки предусмотреть особый механизм наиболее оперативного предоставления лекарств нуждающимся в случае, когда соответствующая обязанность, возложенная на субъект РФ, не может быть надлежаще исполнена.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2024 № 454 увеличен норматив затрат в месяц на одного гражданина, получающего социальную помощь в виде социальной услуги (бесплатные лекарства, медизделия и лечебное питание для детей-инвалидов в 2024 г.) С 1 февраля такая сумма составляет 1211,3 руб. в месяц.
Указанный норматив влияет на расчет общей суммы субвенций, направляемых на льготное медобеспечение. Но он не ограничивает объем лекарств, которые выписывают гражданину: потребность в каждом отдельном случае определяет лечащий врач.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.04.2024 № 938-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р» расширило перечни ЖНВЛП и препаратов для лечения высокозатратных нозологий. Добавлены новый антибиотик, препарат для лечения ВИЧ, препарат для лечения органов дыхания, лекарство группы интерферонов, а также два препарата против рассеянного склероза и селективный иммунодепрессант.
Изменения вступили в силу с 18.06.2024
В апреле 2024 года Кабмин внес важные изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2021 № 545 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей»
Уточнено, что резерв лекарственных препаратов, которые включены в перечень № 1 фонда «Круг добра», формируется для неопределенной группы детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими, в т.ч. орфанными заболеваниями. Прежняя редакция предусматривала возможность создания такого резерва для группы детей.
Кроме того, введена обязанность организаций-получателей обеспечивать обособленный учет включенных в резерв лекарств из перечней № 1 и № 2 фонда «Круг добра».
Лекарства из резерва, сформированного в целях незамедлительного обеспечения препаратами неопределенной группы детей с вышеуказанными заболеваниями, перераспределяются по решению экспертного совета фонда «Круг добра».
Сведения об отпуске таких препаратов вносятся в информационный ресурс ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Такая обязанность возложена на региональные исполнительные органы в области здравоохранения и федеральные медорганизации.
Изменения вступили в силу с 01.05.2024
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2024 № 627 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2021 г. № 555» расширило состав сведений, которые содержатся в информресурсе о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в т.ч. орфанными.
С 01.07.2024 на ресурсе есть еще и сведения
- о запросах на формирование резерва лекарственных препаратов, которые направляют исполнительные органы субъектов РФ в сфере здравоохранения и федеральные медорганизации;
- о резерве (в том числе о субъекте РФ или медорганизации, где формируется резерв, о факте закупки и поставки препаратов, об остатках и перераспределении лекарств).
Информация о детях, содержащаяся в реестре, дополнена сведениями о передаче препарата законному представителю ребенка или о применении этого препарата, а также сведениями о факте поставки препарата организации-получателю, о закупке, перераспределении и выдаче лекарственного препарата из резерва.
С 01.01.2025 вступили в силу дополнения, которые устанавливают срок предоставления для размещения в ресурсе сведений о факте закупки и поставки лекарственного препарата, медизделия или технического средства реабилитации. Такой срок будет составлять 3 рабочих дня со дня, когда такой факт будет подтвержден документами.
Правительство РФ утвердило правила оценки соблюдения обязательных требований к применению цен на ЖНВЛП: постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» дополнено новым Приложением № 3 (подпункт «ж» пункта 4 Постановления № 637).
Соблюдение требований к применению цен проверяют в рамках регионального госконтроля. Новые правила устанавливают, что для этого будут проводиться внеплановые мероприятия по согласованию с прокуратурой и на основании индикаторов риска нарушения, по другим «мораторным» основаниям (как по согласованию с прокуратурой, так и без него), выездное обследование.
Новые правила, которые вступили в силу с 24.05.2024, определили также особенности проведения выездного обследования.
Обследования осуществляют по плану, формируется он ежеквартально. Установлены критерии для включения контролируемых лиц в план: предшествующие факты нарушения и неоднократные жалобы на нарушение требований к установлению цен на ЖНВЛП.
Если в ходе обследования выявят нарушения обязательных требований в части отсутствия информации о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей, предельных размерах оптовых (розничных) надбавок к фактическим отпускным ценам и сумме зарегистрированных цен, надбавок и НДС, в случае, если такие нарушения уже находили в течение предшествующих шести месяцев, то незамедлительно будет проводится контрольная или мониторинговая закупка, при которой экспертиза и испытания не обязательны.
В случае выявления иных нарушений обязательных требований предполагается составление акта выездного обследования и выдача предписания об устранении таких нарушений.
С 13.06.2024 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2024 № 792 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» исключены из Перечня НПА, которые содержат обязательные требования и которые избежали так называемой «регуляторной гильотины» 2021 года, некоторые постановления в сфере лекобеспечения.
Например, из такого «белого списка» исключено постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление № 890).
Также исключен приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» (далее – Приказ № 494).
Соблюдение требований вышеуказанных документов не может оцениваться в рамках федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и государственного контроля за обращением медицинских изделий.
Однако, как бы странно это ни звучало, исключение из «белого списка» упомянутых документов не сказалось на их применении.
Так, Минздрав РФ в письме от 05.07.2024 № 25-1/3081600-7932 «Об обеспечении лекарственными препаратами» разъяснил порядок обеспечения лекарствами инвалидов. Такие граждане вправе получать необходимые лекарства за счет федерального бюджета в соответствии с перечнем ЖНВЛП, а также за счет регионального бюджета в соответствии с перечнем лекарств, установленным региональными властями в объеме, не менее, чем предусмотрено перечнем ЖНВЛП.
На уровне субъектов РФ лекарственное обеспечение осуществляется за счет региональных бюджетов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 890 (с 13.06.2024 попавшим под «регуляторную гильотину»), которым утверждены:
- перечень групп населения, которым лекарства отпускаются по рецептам врача бесплатно;
- перечень групп населения, которым лекарства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Письмом от 05.07.2024 №17-6/10/3079238-1871 «О назначении и применении лекарственных препаратов, не зарегистрированных на территории РФ, по жизненным показаниям» Минздрав разъяснил порядок выписки таких лекарств пациентам. Ведомство сослалось на положения приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2005 № 494.
В необходимых случаях назначение незарегистрированных препаратов возможно по решению консилиума федеральной специализированной медицинской организации. Такое решение оформляется протоколом и подписывается главным врачом (или директором) этой медорганизации.
Отдельно Минздрав отметил, что при установлении фактов нарушения прав граждан на лекарственное обеспечение Росздравнадзором принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство РФ утвердило План мероприятий по реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Помимо прочего, план предусматривает разработку порядка и критериев формирования перечня стратегически значимых лекарств, актуализацию перечня таких препаратов, проработку вопроса о необходимости нормативного установления порядка для определения Минздравом особой значимости лекарств в целях их ускоренной регистрации в соответствии с правом ЕАЭС. Планируется установить приоритет для российских производителей при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, создать механизм грантовой поддержки учреждений, проводящих разработку, доклинические и клинические исследования востребованных лекарственных препаратов и анализировать достаточность предоставляемых грантов и налоговых льгот. Ещё одно направление работы – создание правовой основы для появления договоров о целевом обучении за счёт бюджета, что даст приток квалифицированных кадров в отрасль.
Всего в план на сегодняшний день включено 40 различных мероприятий.
Совместный приказ Минздрава и Минпромторга России от 07.08.2024 г. № 3554/406н уточнил порядок представления Минздравом по запросу Минпромторга сведений о лекарствах (в т. ч. в случае, если они составляют коммерческую тайну) в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Целью информационного взаимодействия являются лицензирование производства лекарств, а также проверка субъектов обращения лекарственных средств на предмет соответствия законодательным требованиям.
Приказом уточнены сроки рассмотрения запроса и направления ответа.
Документ вступил в силу с 27.08.2024
Правительство актуализировало правила формирования перечня ЖНВЛП. Изменения вступили в силу с 06.08.2024.
При составлении перечня ЖНВЛП будут указываться:
- способ и (или) путь введения лекарственного препарата,
- основной или дополнительный элемент лекарственных форм, в том числе тип высвобождения действующего вещества (при наличии).
Кроме того, новая редакция Правил формирования перечня ЖНВЛП
- уточнила критерий преимущества препарата для включения в перечень: такое преимущество должно быть доказанным клиническим и (или) клинико-экономическим;
- обновила механизм исключения препарата из перечня ЖНВЛП;
- уточнила регламент работы комиссии Минздрава по формированию списков лекпрепаратов для включения с перечень ЖНВЛП.
Изменения направлены на предоставление приоритета российским лекарственным препаратам, производство которых локализовано на территории РФ. Так, была изменена шкала количественной оценки дополнительных данных о лекпрепарате из приложения 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 871.
Максимальный балл (+7), как и ранее, может получить лекарственный препарат, если все стадии его производства локализованы в РФ. Возможности получить преференции в случае, если на территории России осуществляется лишь какой-то из этапов производства, ограничены. К примеру, теперь вторичная упаковка и (или) выпускающий контроль качества в РФ сами по себе не дают дополнительных баллов.
Федеральный закон от 30.01.2024 № 1-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».
Федеральный закон от 08.08.2024 № 292-ФЗ «О внесении изменения в статью 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».
Федеральный закон от 08.08.2024 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статьи 69 и 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Федеральный закон от 30.01.2024 № 1-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.06.2024 № 286н «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, касающихся лекарственных препаратов для медицинского применения».
Федеральный закон от 08.08.2024 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статьи 69 и 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2024 г. № 41-П «По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан».
Постановление Правительства РФ от 11.04.2024 № 454 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в 2024 году».
Приложение № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения».
Приложение № 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей».
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2024 № 499 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. № 545».
Постановление Правительства РФ от 08.04.2021 № 555 «Об утверждении Правил ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей».
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 637 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2005 № 494.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14.06.2013 № 916 «Об утверждении правил надлежащей производственной практики»..
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2024 № 1009 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 871».
уточнила критерий преимущества препарата для включения в перечень: такое преимущество должно быть доказанным клиническим и (или) клинико-экономическим.
Ну что сказать, лечитесь тем, что не помогает, желательно отечественными препаратами с дикой полочкой… Во всём мире лечат другими методами и препаратами и только в РФ особые критерии доказанной клинической “эффективности”.