Источники данных
Онкология в России финансируется из самых разных источников — это не только федеральный и региональные бюджеты, средства ОМС, но и деньги НКО и даже пациентов. Учесть их все и проследить движение этих денежных средств не так просто. Например, чтобы узнать, сколько выделяют на онкопомощь регионы, нужно направить запрос в каждый (так как в открытых источниках полной информации нет). Траты благотворительных фондов и пациентских НКО — это тоже чаще всего закрытые данные.
Поэтому оценке поддаются только денежные средства, которые выделяются из федерального бюджета и бюджета ФОМС. Мы предприняли попытку оценить этот основной объем финансирования, собрав данные:
- из законов о федеральном бюджете и об исполнении федерального бюджета за период с 2021 по 2023 год,
- отчетов ФОМС за аналогичный период,
- заключений Счетной палаты РФ за аналогичный период,
- ответов Счетной палатой РФ и ФОМС на наши запросы.
Средства ОМС: цифры не сходятся
Бюджет ФОМС — это основной источник денег в сфере медпомощи, в том числе в онкологии. При этом оценка трат на онкопомощь в системе ОМС вызывает затруднения. В отличие от законов о федеральном бюджете, законы о бюджете ФОМС не предполагают никакого планирования и распределения денежных средств по профилям медпомощи.
Программа же госгарантий планирует бюджет на онкопомощь опосредованно — через установление средних нормативов объема медпомощи и финансовых затрат на оказание медпомощи в стационарных условиях, а также проведения молекулярно-генетических исследований (МГИ) и патолого-анатомических исследований (ПАИ) биопсийного (операционного) материала.
Подобным же образом невозможно понять, сколько денег потрачено на финансирование онкопомощи, открыв законы об исполнении бюджета ФОМС. Поэтому, чтобы все-таки выяснить, в каком объеме финансируется онкопомощь за счет средств ОМС, мы обратились к заключениям Счетной палаты РФ и отчетам ФОМС. Но при анализе мы столкнулись с несколькими препятствиями.
Во-первых, данные о финансировании онкопомощи из средств ОМС в отчетах ФОМС и заключениях Счетной палаты РФ не сходятся. Так, в отчетах за 2021 год суммы разошлись на 1 млрд рублей.
Во-вторых, ФОМС в своих отчетах не дает информации о, например, затратах на амбулаторную помощь онкобольным, на МГИ и ПАИ.
В-третьих, в самих отчетах ФОМС есть расхождения. Так, в отчете за 2022 год затраты на оказание онкопомощи в стационарных условиях оказались больше, чем общая сумма затрат на всю онкопомощь.
Тогда мы составили таблицу, учитывающую основные расходы на онкопомощь, и предложили ФОМС ее заполнить (табл. 1).
Из предоставленных ФОМС данных видно, что каждый год фактические затраты увеличиваются на 11–14 % (рис. 1). Затраты на оказание онкопомощи в амбулаторных условиях с 2021 по 2023 год увеличились на 59,2 %, в стационарных — на 24,1 %. При этом в 2023 году значительно сократился разрыв между затратами на оказание медпомощи в дневном стационаре и затратами в круглосуточном стационаре — они почти сравнялись, что соответствует более экономной модели расходования средств ОМС. Если пациента можно пролечить в дневном стационаре так же эффективно, как и в круглосуточном, эта возможность должна быть использована.
Рисунок 1. Затраты на оказание онкопомощи по данным ФОМС, млрд руб.
Заметно выросли в 2023 году затраты на высокотехнологичную медпомощь, включенную в базовую программу ОМС и оказываемую в федеральных госучреждениях — примерно на 37 % по сравнению с 2024 годом. Можно предположить, что причина — в сверхобъемах, которые образовывались в предыдущие годы. На 39 % увеличилось в 2023 году финансирование МГИ, что связано, вероятно, с появлением новых таргетных и других препаратов, назначение которых требует проведения МГИ.
Федеральный бюджет = БОЗ + ?
Из федерального бюджета онкопомощь финансируется в основном через федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» (БОЗ).
Именно на оказание медпомощи пациентам с онкозаболеваниями последние несколько лет через проект БОЗ выделяется 140 млрд рублей ежегодно — это трансферт из федерального бюджета в бюджет ФОМС.
Помимо этих миллиардов, БОЗ предусматривает и выделение средств на переоснащение, строительство и реконструкцию онкоклиник, проведение мероприятий по раннему выявлению онкозаболеваний и прочее (табл. 2).
В последние годы денежных средств через проект БОЗ выделяется меньше (рис. 2). Уменьшение может быть связано с тем, что программа БОЗ — длящийся проект, т. е. на его выполнение было запланировано определенное количество средств, и часть из них уже освоены. Например, на переоснащение с 2023 года планируется выделять примерно в 4 раза меньше, на реализацию отдельных проектов — меньше на порядок. Трансферты бюджетам субъектов на строительство также заметно сократились: большинство объектов к 2024 году построены и введены в эксплуатацию.
Рисунок 2. Финансирование онкологии через проект БОЗ, млрд руб.
При этом неизменным остается размер межбюджетного трансферта в 140 млрд рублей, что вызывает некоторое беспокойство. Ведь именно эти денежные средства должны идти на непосредственное оказание медпомощи онкобольным. Но почему-то, несмотря на естественную инфляцию, которая с начала 2021 года достигла около 27 %, за четыре года 140 млрд не «подросли».
Отметим, проект БОЗ — не единственный путь, по которому деньги федерального бюджета идут на финансирование онкопомощи. Например, строительство некоторых онкообъектов осуществляется в рамках других федеральных программ. За счет средств федерального бюджета также обеспечиваются лекарственными препаратами некоторые онкобольные (в рамках так называемой «федеральной льготы», а также программы «14 ВЗН»). Эти затраты на онкопомощь подсчитать сложнее, так как они «рассеиваются» и «растворяются» в различных строках федерального бюджета.
«Нецелевые» целевые миллиарды
Вернемся к межбюджетному трансферту в 140 млрд рублей. Его неизменная величина — не единственная проблема. Этот трансферт имеет целевое назначение, т. е. денежные средства предназначены исключительно для лечения онкозаболеваний. Но как они расходуются в реальности?
Попадая в ФОМС, «онкологические» 140 миллиардов не распределяются между регионами, а «смешиваются» с другими доходами ФОМС (взносами, штрафами и др.). И уже из этой общей массы денег доводятся до регионов в составе субвенции, т. е. денежной суммы, выделенной на всю медпомощь по ОМС (не только онкологическую). В итоге «целевые» деньги могут быть израсходованы на медпомощь любого профиля.
Кроме того, неизвестно, какую сумму от 140 млрд трансферта получает каждый регион. И эта сумма не зависит от уровня онкозаболеваемости в субъекте. Более целесообразным был бы способ распределения с учетом коэффициента заболеваемости.
Суммируем?
Всего из средств БОЗ и ОМС федерального уровня в 2021 году на онкопомощь было потрачено 358 млрд рублей, в 2022-м — 399 млрд рублей, в 2023-м запланировано 418 млрд (точная сумма пока неизвестна, так как отсутствует закон об исполнении федерального бюджета в 2023 году). Общая динамика положительная — фактические затраты на онкопомощь ежегодно увеличиваются.
Но более подробный анализ реальных израсходованных сумм почти неосуществим. Движение денег не всегда прозрачно, цифры в отчетах разных ведомств разнятся либо по некоторым показателям вовсе отсутствуют. Затраты планируются не только в рамках проекта БОЗ, но и по иным строкам федбюджета.
Кроме того, трансферт в 140 миллиардов, который, казалось бы, до последнего рубля «онкологический», на деле может расходоваться на всю оказываемую медицинскую помощь. Этого не опровергла даже Счетная палата РФ в ответе на наш запрос. Очевидно, нужен иной механизм контроля за средствами обсуждаемого межбюджетного трансферта, позволяющий точно отследить: расходование денежных средств является целевым — только на онкопомощь. Нужна и систематизация данных бюджетов разных уровней — открытое размещение сведений о запланированных и фактических тратах на онкологию со стороны федбюджета и субъектов РФ. Все это позволит анализировать эффективность расходования бюджетных средств на онкопомощь в России.
Счетная палата в ответе на наш запрос предоставила дополнительную информацию, дающую пищу для размышлений. Она указала, что методика расчета базовых бюджетных ассигнований по госпрограммам и непрограммным направлениям деятельности на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов не содержала детального описания того, как рассчитывается межбюджетный трансферт на онкопомощь (нет данных ни о методах расчета, ни о показателях, используемые при определении его объема). Кроме того, Счетная палата отметила, что методика распределения субвенций (утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462) в целом обеспечивает соответствие расчета и распределения объемов субвенций требованиям законодательства об ОМС, но применяемые коэффициенты дифференциации не позволяют объективно учесть все особенности субъектов РФ.
Источник: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2024. №1(2) (дата выхода в свет 22.03.2024)
Таблица 1. Финансирование онкопомощи за счет средств ОМС
Направление расходования | Фактическая стоимость, тыс. руб. | |||
2021 | 2022 | 2023 | ||
Объем денежных средств, выделенных | 140 000 000,0 | 140 000 000,0 | 140 000 000,0 | |
Общий объем денежных средств, выделенных | 319 200 366,8 | 354 127 573,2 | 403 828 801,2 | |
в том числе: | ||||
Амбулаторная помощь | 22 347 468,1 | 25 854 208,6 | 35 574 323,2 | |
Дневной стационар | Всего | 130 460 540,0 | 159 569 587,0 | 181 885 444,9 |
ФГУ (СМП+ВМП, | 4 926 717,1 | 9 438 018,8 | 11 155 833,5 | |
За исключением ФГУ | 125 533 822,9 | 150 131 568,2 | 170 729 611,4 | |
Круглосуточный стационар | Всего | 166 392 358,7 | 168 703 777,6 | 186 369 033,1 |
ФГУ (СМП+ВМП) | 20 901 058,9 | 22 499 977,1 | 27 820 258,1 | |
За исключением ФГУ | 145 491 299,8 | 146 203 800,5 | 158 548 775,0 | |
а также: | ||||
ВМП, включенная | Всего | 16 550 099,2 | 18 565 092,5 | 27 441 764,8 |
ФГУ | 4 574 931,8 | 4 873 151,0 | 6 708 404,2 | |
ВМП сверх базовой | Всего | 23 897 168,8 | 24 285 411,3 | 23 673 393,3 |
ФГУ | 22 318 620,9 | 22 508 482,5 | 21 795 648,1 | |
Медицинская помощь, оказанная онкобольным в ФГУ и оплаченная за счет средств ОМС | 25 827 776,0 | 31 937 995,9 | 38 976 091,6 | |
Молекулярно-генетические исследования | 1 388 918,3 | 1 677 401,2 | 2 333 747,3 | |
Патолого-анатомические исследования биопсийного (операционного) материала | 6 759 375,0 | 7 694 911,4 | 7 667 884,2 | |
Стимулирующие выплаты за лечение | 194,1 | 2 146,3 | 6 061,8 |
Примечание: ФГУ — федеральные государственные учреждения.
Таблица 2. Финансирование онкопомощи через проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», млрд руб.
Направление расходования | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||
План | Факт | План | Факт | План | План | |
Оказание медицинской помощи больным | 140,0 | 140,0 | 140,0 | 140,0 | 140,0 | 140,0 |
Переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным | 16,4 | 16,9 | 19,6 | 18,4 | 4,6 | 3,6 |
Новое строительство и реконструкция | 1,0 | 0,3 | 1,9 | 0,7 | 2,3 | 0,3 |
Новое строительство и реконструкция | 9,9 | 9,3 | 12,8 | 17,0 | 7,7 | 1,9 |
Реализация отдельных федеральных проектов | 12,6 | 12,6 | 9,1 | 9,0 | 0,2 | 0,2 |
Итого | 179,9 | 179,1 | 183,4 | 185,1 | 154,8 | 146,1 |
Источники: федеральные законы от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», от 14.07.2022 № 249-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2021 год», от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», от 24.07.2023 № 329-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2022 год», от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»