Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Закон
1 марта 2023
2763

Сироты российского здравоохранения: как формируются перечни орфанных заболеваний

Автор: «Факультет медицинского права»
Сироты российского здравоохранения: как формируются перечни орфанных заболеваний
29 февраля отмечается Международный день редких заболеваний, к которому приурочено представленное исследование. Обычно об орфанных заболеваниях говорят в контексте проблем с финансированием лекарственного обеспечения пациентов с такими заболеваниями. Предлагаем рассмотреть менее обсуждаемый, но не менее важный аспект – правила формирования перечней орфанных заболеваний. Точнее, как таковое их отсутствие.

Пирамида перечней

В настоящее время есть три базовых перечня, где обозначены орфанные заболевания:

  1. Перечень орфанных заболеваний, который согласно ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – федеральный закон №323-ФЗ) формирует Минздрав (далее – Перечень Минздрава);
  2. Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих орфанных заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, который утвержден постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 №403 согласно ч. 3 ст. 44 федерального закона №323-ФЗ (далее – Перечень 17 нозологий);
  3. Перечень 14 высокозатратных нозологий, который обозначен в п. 21 ч. 2 ст. 14, ч. 7 ст. 44 федерального закона №323-ФЗ (далее – Перечень 14 ВЗН). В данный перечень входят как орфанные, так и неорфанные заболевания.

Условно можно выделить еще четвертый перечень – он утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890. В перечень включены заболевания, при амбулаторном лечении которых пациенты получают бесплатные лекарства. Некоторые заболевания из этого перечня есть в Перечне Минздрава, но при этом их нет в Перечне 17 нозологий и Перечне 14 ВЗН. Например, некоторые онкологические заболевания – миастения, болезнь Паркинсона. Однако именно три базовых перечня представляют собой некую пирамиду – полноценную и неполноценную одновременно.

Основание пирамиды – Перечень Минздрава

Самая широкая часть пирамиды – Перечень Минздрава. Он является основой для формирования Перечня 17 нозологий и важен для предоставления преференций при регистрации орфанных лекарственных препаратов. Однако для пациентов он не несет никаких гарантий льготного лекобеспечения.

По иронии судьбы этот перечень – единственный, у которого на нормативном уровне есть хоть какие-то правила формирования. Так, Минздрав составляет этот перечень на основании статистических данных и размещает его на своем официальном сайте. В федеральном законе №323-ФЗ закреплено, что орфанными являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тыс. населения. Получается, в перечень автоматически должны включаться все заболевания, подпадающие под этот критерий. Медицинские специалисты могут содействовать наполнению перечня через форму, размещенную на сайте Минздрава.

Несмотря на то что ориентиры для ведения перечня установлены, его полнота вызывает вопросы. По разным оценкам количество известных науке орфанных заболеваний составляет от 5 до 8 тысяч. Перечень Минздрава включает лишь 273 нозологические формы / группы болезней. От профессионального и пациентского сообщества регулярно поступают жалобы на отсутствие в перечне некоторых орфанных заболеваний, в том числе онкологических.

С учетом проблемы с наполнением перечня представляется, что правила его формирования должны быть конкретизированы. В частности, необходимо указать сроки обновления перечня и прописать порядок взаимодействия Минздрава с медицинскими специалистами, которые участвуют в наполнении перечня.

Боковые грани – Перечень 17 нозологий

Сужается пирамида жесткой властной рукой Правительства – Перечнем 17 нозологий. Именно этот орган выбирает из перечня Минздрава жизнеугрожающие и хронические прогрессирующие орфанные заболевания, которые приводят к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Каким образом осуществляется отбор – неизвестно. Правила, которые бы определяли на нормативном уровне критерии и порядок формирования перечня, а также периодичность его пересмотра, отсутствуют.

Такое положение дел ведет к тому, что Перечень 17 нозологий считается условно закрытым. Условно – поскольку формально он все-таки нестатичный. Как минимум перечень уже изменялся, правда, в сторону сужения. Так, заболевания из Перечня 17 нозологий были перенесены в Перечень 14 ВЗН.

Возможность, что Перечень 17 нозологий изменится, существует даже сейчас, несмотря на отсутствие специальной нормы об этом. Однако законодательного «пинка» в виде обязанности по пересмотру перечня с определенной периодичностью сегодня нет. А правом на внесение актов на рассмотрение Правительства обладает ограниченный круг чиновников. Поэтому выходит, что на практике заставить Правительство пересмотреть Перечень 17 нозологий почти невозможно.

На непрозрачность такой системы обращают внимание эксперты. Предложения о внесении изменений звучат в документах, разрабатываемых по итогам мероприятий с участием представителей медицинского и пациентского сообщества. Например, в рекомендациях Общественной палаты. Более того, еще в 2016 году Совет Федерации рекомендовал Правительству разработать порядок включения заболеваний в Перечень 17 нозологий.

Однако дело с мертвой точки пока не сдвигается. И это проблема, поскольку Перечень 17 нозологий (в отличие от Перечня Минздрава) гарантирует льготное лекобеспечение: пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами за счет средств субъектов РФ. Обеспечиваются периодически со скрипом: регионального финансирования не всегда хватает. Есть еще нюанс – перечень препаратов льготного лекобеспечения нормативно не определен. Потенциально это может вести к неравномерности лекобеспечения в разных регионах.

Нормы федерального закона №323-ФЗ (п. 10 ч. 1 ст. 16 и ч. 9 ст. 83) о возложении на регионы обязательств по лекобеспечению пациентов с заболеваниями из Перечня 17 нозологий рассматривались Конституционным Судом. Кабинет Министров Республики Татарстан и Вахитовский районный суд просили признать положения закона не соответствующими Конституции. Они полагали, что нормы нарушают принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равенство прав и свобод человека независимо от места жительства. Обоснование: положения закона ставят качество оказания помощи больным орфанными заболеваниями (соответственно, их жизнь и здоровье) в зависимость от экономических возможностей регионов. Однако Конституционный Суд отклонил доводы, указав, что распределение бремени финансирования между федеральными органами госвласти и региональными (первым отдан Перечень 14 ВЗН, вторым – Перечень 17 нозологий) не противоречит закону.

Нельзя не отметить, что отсутствие правил формирования и дополнения Перечня 17 нозологий косвенно влияет и на доступность лекобеспечения для орфанных пациентов. Сейчас региональные минздравы отказывают в лекобеспечении пациентам с орфанными заболеваниями, включенными только в Перечень Минздрава (например, с болезнью Помпе). Местные минздравы ссылаются на отсутствие заболевания в Перечне 17 нозологий и считают себя полностью правыми. Подобные решения суды признают незаконными чаще всего по причине наличия у пациента другого основания для льготного лекобеспечения – инвалидности. Вместе с тем лекобеспечение, которого приходится ждать или добиваться годами, доступным не назовешь. Если бы существовали четкие правила отнесения орфанных заболеваний к Перечню 17­нозологий, та же болезнь Помпе, может быть, попала бы в перечень и уровень доступности стал выше.

Вершина пирамиды – Перечень 14 ВЗН

Перечень 14 ВЗН представляет собой список из 14 нозологий, лекобеспечение пациентов с которыми является расходным обязательством РФ. Правила формирования перечня и порядок его пересмотра не установлены. Но тут хотя бы интуитивно очевиден классификационный критерий составления списка – финансовый. Известно также, что перечень может быть дополнен Правительством.

С 1 января 2023 года финансирование Перечня 14 ВЗН двойное:

  • совершеннолетние пациенты обеспечиваются препаратами за счет средств федерального бюджета;
  • пациенты в возрасте от 0 до 18 лет – за счет средств фонда «Круг добра».

Перечень препаратов, которыми обеспечиваются пациенты с заболеваниями из Перечня 14 ВЗН, определен Правительством. Однако он несовершенен: эксперты периодически сообщают, что в перечне недостает лекарств.

Можно ли перестроить пирамиды

На наш взгляд, отсутствие конкретных правил формирования Перечня Минздрава и Перечня 17 нозологий провоцирует:

  • излишне широкое усмотрение органов государственной власти;
  • практическую подмену медицинских критериев включения заболеваний в перечни финансовыми.

Поэтому имеет смысл внести изменения в федеральный закон №323-ФЗ и уточнить, что Перечень Минздрава формируется на основании статистических данных в порядке, утвержденном самим Минздравом. В этом порядке целесообразно закрепить процедуру взаимодействия ведомства с медицинскими специалистами, которые вносят предложения об обновлении перечня, и оперативные сроки рассмотрения таких предложений.

В свою очередь, Перечень 14 ВЗН должен формироваться на основе четко определенных финансовых критериев.

Правила формирования Перечня 17 нозологий сегодня особенно необходимы. Однако может возникнуть вопрос: возможно ли разработать такие правила, чтобы все учесть? Полагаем, что ответ на данный вопрос положительный.

Во-первых, уже существует прецедент утверждения подобного рода правил – перечень тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, в том числе орфанных, в рамках деятельности фонда «Круг добра». Данный перечень формируется с учетом определенных критериев – от распространенности заболевания до наличия лекарственных препаратов патогенетического действия и методов лечения с научно доказанной эффективностью. Установлена и периодичность обновления перечня: он подлежит пересмотру не реже 1 раза в 2 года.

Во-вторых, порой экспертное сообщество так уверенно ссылается на критерии формирования перечней, как будто они уже где-то четко прописаны. Например, в методических рекомендациях Департамента здравоохранения города Москвы о регистрах орфанных заболеваний утверждается, что требованиями к включению заболевания в Перечень 17 нозологий являются: редкость, четкая клиническая и патогенетическая картина заболевания, возможность патогенетического лечения, регистрация лекарственного препарата или лечебного питания для лечения заболевания на территории РФ.

Если эти ориентиры настолько очевидны, почему бы не пересмотреть их и не перенести в нормативный акт? Может быть, тогда наполнение пирамиды станет полноценным. А пока что в середине – дыра.

telegram protivrakaru

Согласно Федеральному закону от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» орфанным лекарственным препаратом является лекарственный препарат, предназначенный исключительно для диагностики или патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфанных) заболеваний. Для орфанных препаратов законом установлены послабления в процедуре регистрации. В частности, необязательно проведение клинических исследований на территории РФ.

Правом на внесение актов на рассмотрение Правительства обладают члены Правительства, руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство, или лица, исполняющие их обязанности (п. 7 постановления Правительства РФ от 01.06.2004 №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»).

П. 3 постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23.12.2016 №634-СФ «О приоритетных направлениях развития здравоохранения в Российской Федерации».

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16, ч. 9 ст. 83 федерального закона №323-ФЗ.

Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 №1054-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Кабинета Министров Республики Татарстан и Вахитовского районного суда города Казани о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”».

Например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.08.2019 №29-КГ19-1.

Гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов, апластическая анемия неуточненная, наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лица после трансплантации органов и (или) тканей.

В соответствии с п. 21 ч. 2 ст. 14, ч. 9.2 ст. 83 федерального закона №323-ФЗ.

Правительство вправе принимать решение о включении в перечень дополнительных заболеваний согласно ч. 10 ст. 44 федерального закона №323-ФЗ.

В соответствии с ч. 9.2 ст. 83 федерального закона №323-ФЗ.

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.05.2021 №769 «Об утверждении Правил обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей».

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все