В новый документ внесены следующие изменения:
а) в пункте 1 коды «А32-А49; А65-А70» заменены кодами «А32-А70»;
б) в пункте 12 коды «L00-L63,9; L65-L99» заменены кодами «L00-L99».
Список пополнился 13 новыми кодами МКБ:
- из группы инфекций, передающихся преимущественно половым путем (ИППП) − сифилис (А50-53), гонококковая инфекция (А54), хламидийные болезни (А55-56), шанкроид (А57), паховая гранулема (А58), трихомониаз (А59), аногенитальная герпетическая вирусная инфекция [herpes simplex] (А60);
- других болезней, передающихся преимущественно половым путем, не классифицированных в других рубриках (А63);
- болезней, передающиеся половым путем, неуточненных (А64).
В новый перечень также вошла андрогенная алопеция (L64).
Офф-лейбл в три этапа
Напомним, что перечень заболеваний для применения препаратов офф-лейбл, утвержденный в мае 2022 года, включал такие патологии, как новообразования, болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, некоторые инфекционные и паразитарные болезни (ВИЧ, туберкулез и др.), болезни эндокринной системы (включая сахарный диабет и патологии щитовидной железы), болезни органов дыхания, ревматические болезни (в т.ч. ювенильный и инфекционный артриты, артроз), COVID-19 и еще ряд других.
Практика применения препаратов офф-лейбл в медицине обусловлена отсутствием или недоступностью альтернативной терапии. Изначально возможность лечения с помощью препаратов офф-лейбл была продиктована главным образом необходимостью назначения лекарств детям.
Ориентировочно доля таких назначений достигает 60-70% среди всех показаний, не указанных в инструкции, − отмечается в пояснительной записке Минздрава.
В августе 2023 года в списке появилась полная группа нозологий, связанных с беременностью, родами и послеродовым периодом. Изменения представляются логичными, так как дети, а также беременные женщины относятся к той категории пациентов, для которых проведение клинических исследований ограничено и более широкое назначение препаратов офф-лейбл закономерно.
В 2025 году перечень патологий для назначения препаратов офф-лейбл расширили за счет «взрослых» заболеваний – ИППП и алопеции, – что вызывает вопросы.
Законодательная ловушка
Несмотря на то, что Правительство принимает целый ряд мер для повышения доступности лечения пациентов, и среди них расширение перечня заболеваний для назначения препаратов офф-лейбл, обозначенные ранее законодательные проблемы до сих пор не решены.
В настоящее время в России есть необходимые НПА, регламентирующие возможность назначения препаратов офф-лейбл, но только для детей. Назначение ЛП офф-лейбл несовершеннолетним регулируется Постановлением № 1799, вступившим в силу с 1 сентября 2024 г., в рамках которого установлены требования к препаратам офф-лейбл.
Для назначения такого препарата нужны ссылки на научные исследования или описания клинических случаев, опубликованные в научных изданиях, размещенных в базе данных Российского индекса научного цитирования или в международных базах «Scopus» или «Web of Science» и/или указание на эффективность и безопасность применения по данным международных рекомендаций.
Для данной категории пациентов закон позволяет вносить препараты в стандарты медицинской помощи и клинические исследования.
Для взрослых больных ситуация сложная и неоднозначная. Учитывая очередное расширение перечня заболеваний для назначения препаратов офф-лейбл за счет «взрослых» болезней, эти вопросы выходят на первый план и требуют более четкого определения. Существует ряд документов, в которых косвенно говорится о возможности назначения ЛП не по инструкции. Однако четкого алгоритма применения ЛП офф-лейбл у взрослых до сих пор нет.
Для того, чтобы применять препарат офф-лейбл на законных основаниях, он должен быть внесен в стандарты медпомощи (которые составляются на основании клинических рекомендаций – КР), но соответствующего НПА, разрешающего внесение ЛП в документ, для взрослых до сих пор нет. Учитывая данный факт, Минздрав опубликовал разъяснение, согласно которому назначение препаратов офф-лейбл, не предусмотренных стандартами медицинской помощи и КР, возможно по решению врачебной комиссии.
Однако в порядке работы врачебной комиссии не говорится о препаратах офф-лейбл. В связи с этим назначение препаратов офф-лейбл взрослым пациентам решением врачебной комиссии до их включения в стандарты медицинской помощи и в КР может расцениваться как незаконное. Включение же препаратов офф-лейбл в стандарты и КР невозможно без утверждения требований к ним. Как следствие, пациент оказывается заложником замкнутого круга недоработанных НПА.
В связи с отсутствием единого порядка назначения ЛП офф-лейбл, некоторые медицинские организации утверждают локальные правила для назначения лекарств не по инструкции, опираясь на приказ Минздрава № 494.
В действительности складывается очень непростая ситуация. Представляется, что регулятор находит этот вопрос отчасти решенным за счет перекладывания ответственности за назначение препарата офф-лейбл на врачебную комиссию.
А медорганизации испытывают сложности из-за отсутствия четких регламентов по назначению препаратов вне инструкции и рискуют попасть под ответственность в случае возможных нежелательных реакций у пациента.
Безусловно, инициативы по внедрению использования препаратов офф-лейбл важны, но пробелы в регулировании затрудняют реализацию идеи назначения ЛП вне инструкции у взрослых больных. Именно поэтому действующие НПА требуют доработки.

Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2023 № 2064-р <О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 16.05.2022 № 1180-р>.
Ст. 37 п. 14.1 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 № 502н, действует до 1 сентября 2025 года.