Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Во все нетяжкие: снизится ли число уголовных дел против врачей

/

Оплата перелета к месту лечения: почему НКО вынуждены открывать сборы на дорогу

/

Завершился XIX Ежегодный конгресс РООУ — один из самых масштабных профессиональных мероприятий в области отечественной онкоурологии

/

Проблемы и пути решения в сопроводительной терапии онкологических пациентов

/

Вице-президент Фонда «Вместе против рака» Полина Габай ответила на вопросы врачей сообщества «Врачи РФ»

/

Судебная практика «исключила» оплату обучения немедицинского персонала из структуры тарифа ОМС

/

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/
11 июня 2025
117

Судебный спор об оплате медпомощи: была ли медуслуга?

Судебный спор об оплате медпомощи: была ли медуслуга?

Медицинский центр доказал оказание медицинских услуг, фактическое оказание которых отрицали и страховщик, и ТФОМС. Почему эти услуги стали «фантомом» в момент оплаты? И как суд установил, что они действительно были оказаны и подлежат оплате? Об этом расскажем далее.

Была ли медуслуга?

В деле № А53-34831/2023 суды не сразу разобрались с необходимостью оплаты помощи по ОМС.

Сомнения возникли по той причине, что счет был выставлен на оплату услуг по перитонеальному диализу, а фактически эту процедуру пациенты проводили своими силами.

В медицинской документации были отражены посещения шестью пациентами врача-нефролога в поликлинике без проведения диализа. СМО выявила 55 случаев ежедневного выполнения данной процедуры пациентами на дому без участия медработников.

Медцентр выставил счет на сумму 4,35 млн рублей за оказание услуг по профилю «Нефрология с целью проведения сеанса перитонеального диализа»: ежедневные амбулаторные посещения врача-нефролога в поликлинике с целью проведения перитонеального диализа.

При этом счета на оплату за посещение врача-нефролога в поликлинике по поводу заболевания, а также за посещение врача на дому (на выезде) при вызове медицинского работника не выставлялись.

По итогам медико-экономической экспертизы страховая компания сослалась на отсутствие в документах сведений, подтверждающих факт оказания услуги, и отказала в компенсации стоимости сеансов диализа.

Первое мнение – не всегда верное

В первой инстанции поддержали страховщика. Суд руководствовался следующим.

Счет на оплату медпомощи в рамках ОМС выставлен в соответствии с региональным тарифным соглашением, действовавшим в период оказания медуслуг.

По условиям соглашения медцентру были установлены тарифы за профилактическое посещение врача, разовое посещение по поводу заболевания в поликлинике:

  • по профилю «Нефрология» стоимостью 250 рублей (код -29141100000);
  • по профилю «Нефрология с целью проведения сеанса перитонеального диализа» стоимостью 2 749 рублей (код — 29021100000).

В соответствии со стандартом специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности условиями оказания перитонеального диализа являлись дневной стационар и стационар. Однако центр применил клинические рекомендации (КР), которые не были утверждены в установленном порядке, не размещены на сайте Минздрава России.

В медицинской документации посещение врача было предусмотрено, но без выполнения диализа, а это совсем другая услуга и другой тариф.

Вывод страховой компании об отсутствии в медицинской документации сведений о заявленной к оплате услуге был признан справедливым.

Кроме того, суд указал, что условие договора об объеме медпомощи не может быть изменено, поскольку является существенным условием.

Поскольку оказанные услуги превысили объем медицинской помощи по территориальной программе ОМС, они не подлежат оплате (ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», п. 2.2, 4.1 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС).

Экспертный разбор некоторых нюансов распределения объемов медицинской помощи можно прочитать в журнале «ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник» 2023. №1.

Кроме того, суд обязал центр выплатить страховой организации штраф за нарушение договора в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления застрахованным гражданам медицинской помощи, а именно, за формирование счета с дефектом.

Истина в последующих инстанциях

Апелляция с решением первой инстанции не согласилась, приняла по делу новое решение, признала требование центра об оплате услуг за счет средств ОМС в полном объеме и отказала страховой компании во взыскании штрафной санкции.

ТФОМС попытался его оспорить, но кассация нарушений не усмотрела.

Верховный Суд также отказал в пересмотре.

Доводы за оплату

Первая инстанция не учла, что оказание медпомощи сводится к самому факту предоставления медицинских услуг в соответствии с территориальной программой.

Суд апелляционной инстанции указал, что предполагали лечение пациентов методом перитонеального диализа и амбулаторных условиях, и самостоятельное выполнение этих процедур пациентами.

Суд отметил следующие обстоятельства:

  • по сложившейся практике допускается ведение амбулаторного пациента:
    • с использованием любых доступных средств связи;
    • с предоставлением такому пациенту медикаментов и медицинского оборудования, предусматривающих соответствующий вид лечения.
  • пациенты в рамках использованной методики лечения были обеспечены всем необходимым оборудованием и медикаментами и находились на связи с лечащим врачом;
  • выставленные счета содержат указания на дни приема пациентов.

Кроме того, медпомощь была оказана в 2020 году, поэтому упомянутые КР применены обоснованно.

Учтено было и другое: требование о размещении клинических рекомендаций в рубрикаторе Минздрава РФ было введено после спорного периода.

Само тарифное соглашение тоже предусматривало проведение перитонеального диализа, в том числе и в амбулаторных условиях.

Жалоб на качество оказания центром услуг не поступало.

Это значит, что услуги по ОМС были оказаны надлежащим образом и подлежат оплате.

Отсутствие запланированных в программе ОМС средств не должно препятствовать получению застрахованными лицами медицинской помощи.

В таком случае для возмещения стоимости услуг страховая компания должна самостоятельно обратиться за дополнительным финансированием в ТФОМС.

Справочно

В 2020 году действовали в основном стандарты, разработанные и утвержденные в 2012 году. Как правило, они разрабатывались по первичной медико-санитарной помощи или по специализированной медицинской помощи.

Поэтому в стандарте специализированной медицинской помощи, на котором были основаны выводы об отказе в оплате, не могло быть указания на лечение в амбулаторных условиях. Иное противоречило бы ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 323.

Но применительно к рассмотренному случаю это вовсе не означает, что медицинская помощь не могла быть оказана амбулаторно.

Отметим, что стандарты медицинской помощи − это не обязательный алгоритм лечения конкретного заболевания (состояния), а основа для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании ПГГ и ТПГГ.

В этой ситуации первостепенное значение имеют:

  • Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» — из него следует, что диализ в амбулаторных условиях тоже допустим (п. 6.3 Приложения 7);
  • КР, которые также позволяют проводить диализ амбулаторно.

Выводы

Основанием для компенсации СМО стоимости оказанных клиникой услуг является факт предоставления застрахованным лицам качественных услуг по программе ОМС.

При оценке качества услуг следует в первую очередь руководствоваться интересами пациента и, соответственно, использовать наиболее подходящие способы лечения конкретных заболеваний, предусмотренные КР.

Но следует учитывать, что такие услуги должны быть предусмотрены нормативными актами и другими документами.

В этом споре ключевую роль сыграло то, что оказание спорных медуслуг было обосновано территориальной программой госгарантий, порядком оказания медицинской помощи, тарифным соглашением и КР.

Дело, о котором мы сегодня рассказали, − очередная наглядная иллюстрация проблемы рассогласованности между клиническими рекомендациями и организационными документами, влияющими на контроль и финансирование оказания медицинской помощи. Подробно об этом мы писали здесь.

telegram protivrakaru

Код дефекта — 4.6.2.

43,5 тыс. рублей.

КР «старого поколения» действовали до пересмотра, но не позднее конца 2021 года. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

п. 7 ст. 38 закона № 326-ФЗ.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Утвержден приказом Минздрава РФ от 18 января 2012 г. № 17н.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все