Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Лекобеспечение
18 мая 2021
3982

Особенности лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве

Автор: Фонд «Вместе против рака», «Факультет медицинского права»

Особенности лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве

Фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» совместно с юридической компанией «Факультет медицинского права» подготовили серию аналитических публикаций, посвященных особенностям лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве. В этой статье мы расскажем о ситуации в целом, следующие три материала будут посвящены более узким вопросам: лекарственному обеспечению амбулаторных пациентов, клиническим рекомендациям (медицинским методологиям) города Москвы и порядку работы городского онкоконсилиума.

Для лекарственного обеспечения онкологических пациентов Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (постановление Правительства Москвы от 30.12.2020 № 2401-ПП) утвержден Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи.

Коротко отметим, что лекарственное обеспечение онкопациентов в Москве осуществляется путем предоставления «федеральной льготы», «региональной льготы», обеспечения лекпрепаратами в условиях дневного и круглосуточного стационаров и «дополнительного лекарственного обеспечения» как обособленного вида московского лекарственного обеспечения. Подробнее смотрите в таблице.

Амбулаторное лечение

«Федеральная льгота»

Данная категория льгот применяется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178) и обычно именуется «федеральной льготой».

Кратко укажем, что онкологические больные, получившие инвалидность*, могут воспользоваться социальными услугами в соответствии с положениями ФЗ № 178. В набор социальных услуг для таких граждан включено, в частности, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем ЖНВЛП.

*Порядок и условия признания лица инвалидом в настоящее время регламентируется постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95.

В соответствии со ст. 6.3 ФЗ № 178 гражданин, имеющий право на получение соцуслуг, может отказаться от них в пользу денежной компенсации, подав соответствующее заявление. Обратим внимание, что отказ не лишает инвалида права на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 («региональная льгота»). Аналогичное разъяснение дал Минздравсоцразвития РФ в Письме от 03.02.2006 № 489-ВС.

«Региональная льгота»

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – постановление № 890) утверждены списки групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.

В первый список входят онкологические заболевания. Согласно постановлению № 890 таким пациентам бесплатно положены все лекарственные средства, а инкурабельным онкологическим больным должны предоставляться также перевязочные средства. Кроме того, в отдельную категорию выделены гематологические заболевания и гемобластозы (общее название опухолей, исходящих из кроветворных клеток). Пациентам с такими заболеваниями должны предоставляться цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения.

Конкретный перечень лекарственных препаратов, которые предоставляются пациентам по рецептам врачей бесплатно, каждый субъект Федерации формирует самостоятельно в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Его объем не может быть меньше, чем перечень ЖНВЛП. (Перечень касается амбулаторного лекобеспечения пациентов, поэтому препараты, предназначенные исключительно для стационаров, в него не включаются.) Данное требование также установлено федеральной Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299). Подчеркнем, что органы государственной власти субъектов могут расширить перечень бесплатных лекарств за пределы, ограниченные ЖНВЛП. В Москве такой список содержится в приложении к Территориальной программе.

Несмотря на то, что постановление № 890 закрепляет право онкологических пациентов на получение всех лекарственных средств, федеральный закон, легализуя региональные перечни, таким образом ограничивает список лекарственных средств для «региональных льготников». В середине 2020 года в статью 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ были внесены изменения, согласно которым субъект РФ не может сужать перечень льготных лекарственных препаратов по сравнению с перечнем ЖНВЛП. Прежде требований к объему региональных перечней лекарственных препаратов не было. С одной стороны, нововведение установило минимум, которым должны быть обеспечены онкологические пациенты вне зависимости от места жительства. С другой стороны, представляется, что формулировка федерального закона позволяет регионам снизить объем льготного лекарственного обеспечения в регионах до уровня ЖНВЛП.

Во исполнение постановления № 890 в Москве принято распоряжение № 1506-РП. Таким образом, онкологические пациенты должны быть обеспечены лекарственными препаратами, перечень которых утвержден Территориальной программой. О том, как это по факту организовано в Москве, читайте в нашей статье «Региональное лекобеспечение в амбулаторных условиях в Москве».

Гарантии дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в Москве

Важно отметить, что указанная «региональная льгота» не распространяется на организацию лекарственного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в Москве. Данное положение отвечает Территориальной программе, в которой закреплено, что при некоторых заболеваниях лекарственное обеспечение пациентов осуществляется по особым «московским» спискам лекарственных препаратов.

Для граждан, проживающих в городе Москве и имеющих указанные ниже онкологические заболевания, установлены гарантии дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Они распространяются как на амбулаторное, так и на стационарное лекобеспечение и регламентированы постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 № 177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения граждан, страдающих онкологическими заболеваниями» (далее – постановление № 177-ПП). Документ определяет следующие нозологии, преобладающие в структуре заболеваемости в городе Москве (далее – «6 нозологий»):

  • злокачественное новообразование молочной железы;
  • злокачественное новообразование предстательной железы;
  • колоректальный рак;
  • злокачественное новообразование почки (кроме почечной лоханки);
  • злокачественная меланома кожи;
  • злокачественное новообразование бронхов и легкого;
  • злокачественное новообразование самостоятельных (первичных) множественных локализаций (при условии проведения лечения по поводу одного из указанных диагнозов онкологических заболеваний).
Звучали инициативы о дополнении этого перечня четырьмя нозологиями: злокачественные новообразования яичников, головы и шеи, мочевого пузыря, желудка. Однако пока что изменений не произошло.

Анализ постановления позволяет выделить ряд принципиальных моментов:

  • граждане обеспечиваются 86 препаратами – это ряд препаратов, входящих в ЖНВЛП, а также некоторые препараты сверх данного перечня.
  • финансовое обеспечение при лечении в дневном и круглосуточном стационарах осуществляется за счет средств ОМС, а при лечении в амбулаторных условиях – за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту здравоохранения Москвы.

Справка: в рамках ДЛО пациенты получают девять препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП: клодроновая кислота, летрозол, мегэстрол, паклитаксел + альбумин, тегафур, тегафур + гимерацил + отерацил, темсиролимус, топотекан, эксеместан. В список ДЛО не вошли следующие препараты из перечня ЖНВЛП: апалутамид, кабозантиниб, винбластин, пролголимаб, дурвалумаб, церитиниб, абемациклиб, филграстим, эпэгфилграстим.

Таким образом, понятие ДЛО, введенное постановлением № 177-ПП, противоречит федеральному законодательству. По сути, постановление № 177-ПП предусматривает не дополнительное, а простое региональное лекарственное обеспечение онкологических пациентов (6 нозологий), причем в объеме ниже перечня ЖНВЛП – что противоречит федеральным требованиям. Московское ДЛО можно называть дополнительным только в части, превышающей объем перечня ЖНВЛП. Подробнее об этом читайте в статье «Региональное лекобеспечение в амбулаторных условиях в Москве».

В постановлении отмечается, что перечень ДЛО основан на клинических рекомендациях (медицинских методологиях) лечения онкологических заболеваний, разработанных на основании федеральных клинических рекомендаций и одобренных сообществом московских онкологов. Что это за московские медицинские методологии, каким правовым статусом они обладают и соответствуют ли федеральным клиническим рекомендациям, читайте в отдельной статье.

В рамках постановления № 177-ПП в амбулаторных условиях пациентам назначаются лекарственные препараты в твердых лекарственных формах (таблетки, капсулы).

Примечание: приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.03.2019 № 205 утвержден список из 25 лекарственных препаратов из перечня ДЛО, для которых постановлением № 177-ПП предусмотрен особый порядок контроля назначения. Врач-аудитор проверяет рецепт на соответствие медицинской методологии лечения онкологического заболевания. Проверяется схема лечения, форма назначаемого лекарственного препарата, его дозировка, способ и кратность приема. В этот список включены, в частности, такие препараты как абиратерон, олапариб, регорафениб, энзалутамид.

В вопросе лечения детей в рамках ДЛО постановление № 177-ПП немногословно. Указано лишь, что в амбулаторных условиях назначение делает лечащий врач-детский онколог с учетом тактики лечения, определенной, в том числе, по итогам консультаций с врачами-специалистами.

При назначении лекарственных препаратов взрослым пациентам постановление № 177-ПП предусматривает дополнительные условия – участие врачебной комиссии медицинской организации и консилиума врачей по профилю «онкология».

В каких случаях требуется участие онкоконсилиума:

  • назначение лекарственных препаратов в форме, дозировке, способе и кратности приема, не соответствующих клинической рекомендации (медицинской методологии);
  • назначение лекарственного препарата, не предусмотренного схемой лечения, определенной в соответствии с клинической рекомендацией (медицинской методологией);
  • назначение лекарственного препарата, не соответствующего клинической рекомендации (медицинской методологии).

Однако в настоящее время онкологическому консилиуму, действующему на территории Москвы, посвящен только один акт – приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 16.11.2020 № 1307 «Об организации Городского консилиума по профилю «онкология» при оказании медицинской помощи взрослому населению города Москвы». Приказ устанавливает положения о назначении лекарственных препаратов онкологическим пациентам (вне зависимости от нозологии), не входящих в клинические рекомендации Минздрава России и стандарты медпомощи. При этом в приказе не упоминаются московские медицинские методологии, что по сути является очередным примером законодательной несогласованности.

Также заметим, что при положительном решении городского онкологического консилиума пациент с онкозаболеванием из числа 6 нозологий имеет право на получение препаратов и сверх перечня из постановления № 177-ПП. Однако в данном случае лечение будет отсрочено ввиду необходимости организации консилиума. Более того, требование о его проведении, полномочия городского консилиума вступают в противоречие с федеральными нормами. О действующем в Москве онкоконсилиуме мы расскажем в отдельной статье.

Стационарное лечение

Исключение для 6 нозологий

Территориальная программа предусматривает обеспечение онкологических пациентов, получающих лечение в дневном или круглосуточном стационарах, лекарственными препаратами из перечня ЖНВЛП. Также возможно применение лекарств, не вошедших в перечень ЖНВЛП, по медицинским показаниям, из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. При этом финансовое обеспечение медицинской помощи в дневном и круглосуточном стационарах осуществляется за счет средств ОМС.

Однако Территориальная программа вновь делает исключение для лечения 6 нозологий и уточняет, что для лечения онкологических заболеваний, преобладающих в структуре заболеваемости в городе Москве, применяются лекарственные препараты, утвержденные постановлением № 177-ПП. Напомним, что в «московский» список препаратов вошли не все лекарства из перечня ЖНВЛП.

В постановлении № 177-ПП отмечено, что финансовое обеспечение при лечении в дневном и круглосуточном стационарах осуществляется за счет средств ОМС. Получается, что несмотря на то, что все онкологические пациенты проходят стационарное лечение в рамках программы ОМС, обеспеченность лекарственными препаратами будет зависеть от того, каким именно злокачественным новообразованием не посчастливилось заболеть пациенту.

Как и при амбулаторном лечении, в дневном или круглосуточном стационарах препараты вне перечня из постановления № 177-ПП могут быть назначены по решению городского онкологического консилиума. Что станет дополнительным затруднением на пути к обеспеченности пациента необходимыми лекарствами.

В стационарных условиях пациенты, страдающие онкологическим заболеванием из 6 нозологий, обеспечиваются лекарственными препаратами в твердых лекарственных формах (таблетки, капсулы) и жидких лекарственных формах, предназначенных для инъекций. Но в условиях дневного стационара, значится в постановлении № 177-ПП, такие пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами в жидких лекарственных формах, предназначенных для инъекций. И это при том, что пациентам вне 6 нозологий не установлено ограничений по лекарственной форме. Остается только догадываться, почему московские пациенты из числа 6 нозологий, проходящих лечение в дневном стационаре, лишены возможности получать таблетированные препараты.

Финансовое обеспечение

Применяемая в Москве модель отличается от механизма оплаты по клинико-статистическим группам, где размер оплаты лечения тарифицируется в зависимости от конкретного лекарства.

Особенности учета противоопухолевого лечения установлены Тарифным соглашением города Москвы. Противоопухолевая терапия пациентам с онкозаболеваниями из числа 6 нозологий оплачивается по базовому тарифу в размере 30 тысяч рублей. Некоторые дорогостоящие препараты оплачиваются дополнительно (например, фулвестрант, трастузумаб, ниволумаб, пембролизумаб и др.) Таким образом, в условиях дневного и круглосуточного стационаров иные лекарственные препараты из перечня, содержащегося в постановлении № 177-ПП, оплачивается по базовому тарифу в 30 тысяч рублей.

Таким же образом по базовому тарифу оплачиваются препараты, предназначенные для лечения 6 ЗНО, но не включенные в перечень постановления № 177-ПП. В результате получается, что для медицинской организации назначение лекарственных препаратов из перечня № 177-ПП предпочтительнее с финансовой точки зрения. Нельзя исключить, что, делая выбор в пользу того или иного препарата, врачи руководствуются не только чисто медицинскими аспектами. Полагаем, данную гипотезу можно проверить, проанализировав закупки лекарственных препаратов.

Противоопухолевое лечение, проведенное пациентам вне 6 нозологий, учитывается по соответствующим кодам Тарифного соглашения. При этом, если пациентам с локализацией злокачественного новообразования вне 6 нозологий назначается противоопухолевая терапия, использованные при лечении противоопухолевые лекарственные препараты дополнительной оплате не подлежат.

telegram protivrakaru

Условия оказания медицинской помощи

Категории пациентов

Список лекарственных препаратов

Нормативные правовые акты

Источник финансового обеспечения

Амбулаторно

Онкологические пациенты, получившие инвалидность («федеральные льготники»)

Препараты, вошедшие в стандарты медицинской помощи и перечень ЖНВЛП*

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р (перечень ЖНВЛП*).

За счет средств федерального бюджета

Амбулаторно

Онкологические пациенты («региональные льготники»)

Все лекарственные препараты, вошедшие в перечень, утвержденный Территориальной программой**

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.Распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 № 1506-РП.

Приложение 5 к Территориальной программе** (перечень лекарственных препаратов).

За счет средств бюджета города Москвы

Дневной стационар;

круглосуточный стационар

Онкологические пациенты

Лекарственные препараты, вошедшие в перечень ЖНВЛП.

Возможно применение лекарств, не вошедших в перечень ЖНВЛП, по медицинским показаниям, из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Территориальная программа**.Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р (перечень ЖНВЛП).

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования

Амбулаторно;

дневной стационар;

круглосуточный стационар

Пациенты, страдающими онкологическими заболеваниями, преобладающими в структуре заболеваемости в г. Москве (6 ЗНО)

(«дополнительное лекарственное обеспечение»)

Лекарственные препараты, определенные постановлением Правительства Москвы

Территориальная программа**.Постановление Правительства Москвы от 12.03.2019 № 177-ПП.

За счет средств бюджета города Москвы, бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (по видам и условиям оказания медицинской помощи, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования)

*Примечание: Перечень ЖНВЛП – перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный приложением 1 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
**Примечание: Территориальная программа – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 30.12.2020 № 2401-ПП.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Камолов Баходур Шарифович
Камолов Баходур Шарифович
Главный редактор
Потерянные и забытые
Потерянные и забытые
И снова о документе, который уже больше года никому не дает покоя – приказе №116н – порядке оказания онкологической помощи взрослым, который начал действовать с 2022 года. В адрес этого документа высказано так много замечаний и организаторами здравоохранения, и руководителями лечебных учреждений, и рядовыми врачами, что, казалось бы, говорить больше не о чем. К сожалению, это не так: тема оказалась неисчерпаемой. Эксперты фонда «Вместе против рака» тоже и уже не раз давали оценки новому порядку. Сегодня хочу остановиться на одном аспекте, имеющем колоссальную важность: речь пойдет о двух категориях онкологических больных, которым не нашлось места в новом порядке. Фактически о них просто забыли. Однако не забыл о них следственный комитет. Как раз на днях «Медицинская газета» осветила уголовное дело в отношении врача-хирурга, выполнившего спасительную резекцию ректосигмоидного отдела толстой кишки.

Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь

Таков основной посыл паллиативной помощи. Однако ее возможности ограничены: в частности, для онкологических пациентов не предусмотрена хирургическая помощь. Равно как не предусмотрена она и соответствующим порядком онкологической помощи. Речь о пациентах с распространенным раком, которые не могут быть прооперированы радикально, но нуждаются в паллиативном хирургическом вмешательстве. Такая помощь обеспечивает более высокое качество дожития, например, онкобольных с кишечной непроходимостью, кровотечениями при распространенном процессе, с нарушением оттока мочи, скоплением жидкости в плевральной или брюшной полости и т. д. Химиотерапевты не могут без стабилизации состояния провести таким пациентам лекарственное лечение. В специализированных онкологических учреждениях симптоматическая хирургия не предусмотрена. Да и вообще система паллиативной помощи не подразумевает хирургию. В неспециализированных учреждениях таких пациентов теперь тоже не ждут, если стационар не включен в региональную систему маршрутизации онкобольных.

С вступлением в силу приказа №116н такой больной может быть госпитализирован в многопрофильный стационар только как неонкологический пациент. Чтобы не нарушать никакие порядки и получить оплату за данный клинический случай, врачи вынуждены хитрить и фантазировать, выдумывая обоснования для госпитализации.

Часть людей обращается за такой помощью в частные клиники. Еще часть – в хосписы и паллиативные отделения, но вот только там нет хирургии. Таким образом, сформировалась когорта онкобольных, на которых действие нового порядка не распространяется. Подсчитать число таких пациентов сложно, так как теперь они находятся вне зоны внимания онкослужбы.

Между небом и землей

Ситуация вокруг этих больных нередко обрастает и дополнительными сложностями, которые недавно освещала наша редакция по результатам большого аналитического исследования, посвященного вопросам паллиативной помощи в России.

Во-первых, не все онкологи сообщают пациенту, что возможности лечения заболевания исчерпаны. Из-за этого не выдают направление в специализированные паллиативные отделения или хосписы. А некоторые просто не знают, что требуется дополнительное заключение. И складывается ситуация, когда пациент не получает онкологическое лечение, поскольку показаний уже нет, но и нет возможности получить паллиативную помощь, поскольку отсутствует направление от врача-онколога. Но наиболее важно то, что в контексте хирургической паллиативной помощи такие пациенты попросту вне курации обеих служб, т. е. без гарантий и помощи.

Во-вторых, имеются интересные особенности в преемственности онкологической и паллиативной помощи, а именно: странное «блуждание» пациентов между паллиативом и онкологией. Это обусловлено тем, что сопроводительная терапия в онкологическом секторе, в том числе уход за пациентом, обезболивание, устранение тошноты и рвоты, толком не регулируется и не оплачивается по программе госгарантий. Поэтому тяжелые, фактически умирающие от осложнений, пациенты попадают в паллиатив. А там при грамотном подходе буквально оживают и возвращаются в онкологические учреждения, чтобы продолжить основное лечение. С клинической точки зрения это нонсенс.

Сопровожден до осложнений

Означенные проблемы онкослужбы дали почву для появления другой когорты онкологических пациентов, оказание помощи которым не предусмотрено ни новым минздравовским порядком, ни иными нормативными актами, регулирующими данную сферу здравоохранения.

Я говорю о тех, кто нуждается в сопроводительной терапии осложнений, наступающих во время лечения онкологических заболеваний. По большому счету к их числу относятся все 100% онкобольных, поскольку те или иные неблагоприятные последствия «химии» возникают у каждого. Таких состояний много: тошнота, рвота, нейтропения, тромбоцитопения, анемия, инфекции, мукозиты, болевой синдром и т. д.

Да, онкологи назначают пациентам препараты, снижающие негативные проявления последствий химиотерапии, в частности противорвотные средства. Но, во-первых, такие препараты покупаются обычно за средства пациентов, во-вторых, состояния могут быть куда более серьезными, они не снимаются приемом таблетированных лекарств и требуют проведения инфузионной либо иной терапии в стационарных условиях. Однако попасть туда не так просто. В онкологической службе вся помощь исключительно плановая, поэтому онкобольной с осложнениями может поступить только в общелечебную сеть, где не всегда знают, как помочь пациенту с диагнозом «онкология» в случае резкого снижения гемоглобина, высокого лейкоцитоза и пр.

Иными словами, из поля зрения авторов порядка оказания онкологической помощи и разработчиков клинических рекомендаций выпала не просто группа больных, а целый раздел лечения. Хотя справедливости ради надо сказать, что «проведение восстановительной и корригирующей терапии, связанной с возникновением побочных реакций на фоне высокотоксичного лекарственного лечения» предусмотрено как одна из функций онкологических учреждений, однако соответствующих условий для реализации нет.

До сих пор нет ни отдельного тома клинических рекомендаций по сопроводительной терапии осложнений онкологических заболеваний, ни соответствующих разделов в профильных клинических рекомендациях по злокачественным новообразованиям, за редким исключением, которое еще больше подтверждает правило. А коль скоро нет клинических рекомендаций по оказанию данного вида медицинской помощи, нет и тарифов на него. А если нет тарифов, медицинские организации не могут заниматься сопроводительной терапией осложнений онкологических заболеваний. Круг замкнулся.

Безусловно, некая положительная тенденция к решению этой проблемы есть. Для начала в последние годы она довольно активно обсуждается. Кроме того, с 2023 года введен подход по использованию коэффициента сложности лечения пациента (КСЛП), который «удорожает» базовый тариф, доплата предназначена для возмещения расходов на сопроводительную терапию. Однако механизм крайне выборочно покрывает препараты, используемые для лечения осложнений, да и сумма в 16–18 тыс. руб. зачастую меньше реальных расходов.

Если бы данный вид медицинской помощи нашел полноценное отражение в клинических рекомендациях и новом порядке, это позволило бы создать в онкодиспансерах отделения сопроводительной терапии, которые принимали бы пациентов с осложнениями в режиме 24/7, в том числе по экстренным показаниям.

Что же происходит в реальности? То же, что и в случае с первой категорией онкобольных: человек сам приобретает нужные препараты и (или) ищет врача или медсестру, которые готовы ему помочь. Какими в случае неблагоприятных событий могут быть юридические последствия такой помощи «по договоренности», несложно представить.

21/03/2023, 12:05
Комментарий к публикации:
Потерянные и забытые
Страница редакции
клинические рекомендации по лечению рака почкикак отправить анализы по электронной почтепатентное право примеры из жизнироссийские клинические рекомендации по урологиииндекс здоровья простаты форум больныхонкологическое обследование в москвелечение опухолей мочевого пузыряопухоли мочевого пузыря мртэкономист в здравоохранении вакансии москвалекарства от рака легкихдоговор гпх с врачомсхема fac химиотерапиимедицинские блоги рейтингблоггеры врачи инстаграмрынок цифровой медицинытелемедицина covid 19удаление лимфоузлов при меланомесайт тфомс московской областинаправления телемедицинытелемедицинские консультациипопулярный докторблог доктораблог врачатрудовой договор врача образецвиды телемедицинских технологиймолекулярно генетическое исследование кровиопухоль мочевого пузыря узисмерть пациента по вине врачамедицинская классификация болезней мкб 10конференция по онкологии 2021 москваполучить анализы на электронную почтутехнологии выполнения медицинских услугпрофессиональный стандарт врач онкологробот который делает операцииврач онколог профессиялучшие врачи инстаграмгосударственная медицинская помощьдень онкологиирак мочевого пузыря история болезни по онкологииfolfiri отзывыкурс лечения после операции на мочевой пузырьпрививка от рака шейки матки отзывы специалистовтелемедицина консультация врача онлайн коронавирус москварак прямой кишки дифференциальная диагностика
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все