Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Лекобеспечение
20 мая 2021
895

Региональное лекобеспечение в амбулаторных условиях в Москве

Автор: Фонд «Вместе против рака», «Факультет медицинского права»

Региональное лекобеспечение в амбулаторных условиях в Москве

Фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака» совместно с юридической компанией «Факультет медицинского права» подготовили серию аналитических статей, посвященных особенностям лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве. Тема данной публикации: лекарственное обеспечение пациентов амбулаторного звена. Особый интерес представляет специфический московский порядок лекарственного обеспечения пациентов, имеющих онкозаболевание из списка 6 ЗНО (злокачественное новообразование молочной железы, предстательной железы, бронхов и легкого, колоректальный рак и другие).

Лекарственное обеспечение пациентов в амбулаторных условиях осуществляется двумя способами: через «федеральную» и «региональную» льготы. В рамках первой граждане, имеющие право на государственную социальную помощь (инвалиды), могут получить лекарственные препараты, предусмотренные стандартами медицинской помощи, и в объеме не меньшем, чем в перечне ЖНВЛП. Порядок регионального льготного лекарственного обеспечения регулирует постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – постановление № 890). Именно о реализации данной льготы в Москве и пойдет речь.

Чем Москва отличается от других регионов

Как указывалось в статье «Особенности лекарственного обеспечения онкологических пациентов в Москве», в столице во исполнение федерального постановления № 890 принято распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 № 1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой» (далее – распоряжение № 1506-РП).

Распоряжением № 1506-РП утвержден перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с распоряжением лекарственное обеспечение граждан, имеющих отдельные заболевания, осуществляется согласно регистру больных лечебно-профилактического учреждения, медицинской документации и документу, удостоверяющему личность.

Департамент здравоохранения г. Москвы и Департамент информационных технологий г. Москвы приказом от 21.02.2019 № 124/64-16-44/19 утвердили порядок ведения Единого городского регистра отдельных категорий граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

В московский документ, как и в постановление № 890, включены онкологические заболевания. Только с одним важным уточнением, отсутствующим в постановлении № 890. В распоряжении № 1506-РП указывается, что онкопациентам положены все лекарственные препараты для лечения онкозаболеваний, не отнесенных к преобладающим в структуре заболеваемости в Москве. Условия и правила обеспечения препаратами для лечения в амбулаторных условиях онкозаболеваний, преобладающих в структуре заболеваемости, установлены другим нормативным правовым актом Правительства Москвы — постановлением Правительства Москвы от 12.03.2019 № 177-ПП «О гарантиях дополнительного лекарственного обеспечения* граждан, страдающих онкологическими заболеваниями» (далее – постановление № 177-ПП).

*Представляется, что обозначение московского лекарственного обеспечения как дополнительного не совсем корректно. Вполне возможно, что это издержки отсутствия единого понимания термина «дополнительное лекарственное обеспечение». Например, в утратившем силу приказе Минздравсоцразвития РФ от 17.02.2006 № 97 под дополнительным лекарственным обеспечением понималось обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Сейчас же, говоря о праве на получение государственной социальной помощи, употребляется термин «федеральная льгота». На наш взгляд, понятие «дополнительное лекарственное обеспечение» создает неверные коннотации: якобы пациенты действительно обеспечиваются лекарственными препаратами «дополнительно к чему-либо». По факту же постановление № 177-ПП устанавливает самый что ни на есть основной и единственный порядок лекарственного обеспечения пациентов с 6 ЗНО.

Расшифровывая сложные юридические конструкции, объясним: пациенты обеспечиваются всеми лекарственными препаратами* для лечения онкозаболеваний, не отнесенных к 6 ЗНО. А перечень лекарств, которые предоставляются в амбулаторных условиях пациентам с диагнозом, подпадающим под 6 ЗНО, определяется постановлением № 177-ПП. Так происходит по общему правилу, и к этому мы еще вернемся.

*«Все лекарственные препараты» – довольно условная формулировка. Хотя она содержится и в постановлении № 890, и в распоряжении № 1506-РП, ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» всегда содержала положение о том, что в Территориальных программах регионы определяют перечень лекарственных препаратов, которые бесплатно предоставляются при амбулаторном лечении пациентам с конкретными заболеваниями (в том числе онкологическими). В 2020 г. на законодательном уровне было установлено, что этот перечень должен быть сформирован в объеме не меньшем, чем перечень ЖНВЛП, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях.

Таким образом, в Москве перечень лекпрепаратов, определенных Территориальной программой для пациентов с заболеваниями из 6 ЗНО, ограничен постановлением № 177-ПП. Этих лекарств – 86, что, как нетрудно заметить, гораздо меньше количества препаратов, названных в Территориальной программе. В иных же регионах все амбулаторные пациенты должны получать по бесплатным рецептам любые препараты, имеющиеся в Территориальных программах.

Сделаем ремарку: к сожалению, вопреки тому, что список лекарств в Территориальных программах по объему не может быть меньше перечня ЖНВЛП, в программах некоторых регионов на 2021 год также отсутствуют отдельные препараты из перечня ЖНВЛП.

Что решил Верховный Суд?

В 2018 году (и ранее по аналогичным делам) Верховный Суд РФ рассматривал положения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Липецкой области (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.12.2018 № 77-АПГ18-9). Эти положения по факту ограничивали круг лиц, имеющих право на получение лекарственных препаратов на льготных условиях, по сравнению с аналогичными положениями федерального законодательства. В перечень групп населения в Территориальной программе были включены только две категории граждан: лица, награжденные знаками «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР». Таким образом, территориальная программа не содержала перечень групп населения, предусмотренный постановлением № 890, чем нарушала права жителей Липецкой области на получение государственных гарантий оказания медицинской помощи в объеме, установленном Правительством РФ.

Верховный Суд посчитал, что федеральный законодатель, устанавливая порядок льготного обеспечения лекарственными препаратами, вменил в обязанность субъекта РФ осуществлять финансирование данной государственной гарантии за счет его бюджета в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденными федеральным органом исполнительной власти. Регион может только дополнить эти перечни, но не сократить.

Гарантии на бумаге

Можно ли данный подход Верховного Суда приложить к оценке распоряжения № 1506-РП и постановления № 177-ПП Правительства Москвы? Нам представляется, что не совсем, поскольку подобные основания признания московских актов не соответствующими федеральному законодательству отсутствуют.

Как упоминалось, по общему правилу пациентам, имеющим онкологический диагноз из 6 ЗНО, предоставляются в амбулаторных условиях лекарства, определенные постановлением № 177-ПП. Исключение из этого правила состоит в том, что препараты вне перечня постановления № 177-ПП такие пациенты получить все же могут: решением Городского консилиума по профилю «онкология». Получается, что формально московские нормы не сужают перечень категорий заболеваний, ограничивая его только конкретными онкологическими нозологиями.

Однако ключевое здесь – «формально не сужают». На практике же требование организации городского онкоконсилиума во всех случаях назначения лекарственных препаратов, не включенных в перечень постановления № 177-ПП, может значительно затруднить получение пациентами лекарств, гарантированных территориальной программой.

Более того, сам факт существования такого совещательного (а по факту распорядительного) органа вызывает множество вопросов. Ситуация осложняется и положениями постановления № 177-ПП, содержащими ссылки на то, что схема лечения пациента определяется в соответствии с некими московскими медицинскими методологиями, правовые основания существования которых не ясны совершенно. Роль городского онкоконсилиума и статус загадочных методологий мы подробно проанализируем в двух следующих статьях.

telegram protivrakaru
Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхованияпорядок оказания онкологической помощи взрослому населениютелемедицина в системе практического здравоохранениялекарственное обеспечение отдельных категорий гражданформа отказа от медицинского вмешательстварак почки новая информациятелемедицина в системе здравоохранениятехнологии выполнения медицинских услугтехнология оказания медицинских услугнезависимая экспертиза лекарственных препаратовпроблемы здравоохранения в москвеоб утверждении правил омсотказ от медицинского вмешательстваэкспертиза лекарственных препаратовизделия in vitroпрограмма государственной гарантииpi rads iiбиологические материалыклинические исследования новых лекарственных средствпроведение клинических исследований лекарственных средствиспытание новых лекарственных средствза счет средств омсэкспертиза лекарственных средств
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все