Телемедицинские технологии (ТМТ) приобрели особое значение в период пандемии COVID-19. Еще вчера онлайн-консультация с врачом была редкостью, а сегодня многие клиники предлагают такие услуги, в том числе транснационально.
По своей сути телемедицинские консультации (ТМ-консультации) – это любой диалог с врачом с использованием телефона или мобильных приложений. Однако согласно российскому законодательству ТМ-консультации могут проводиться исключительно на определенных онлайн-платформах с защищенными каналами связи (ЕГИСЗ, государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъектов России, информационных системах медорганизаций и пр.). Кроме того, с применением ТМТ допустимо лишь корректировать ранее назначенное на очном приеме лечение, а также принимать решения о необходимости проведения очного приема и (или) рекомендовать проведение предварительных обследований.
Мировая практика использования ТМТ в период COVID-19 складывается несколько иначе. В статье разберемся, какие подходы позволяют повысить доступность ТМТ в период пандемии на примере США, и посмотрим на регулирование аналогичного вопроса в России (так и хочется напомнить набивший оскомину хештег #сидимдома и добавить #нонесидимбездела).
Временно в Америке: телемедицина в период COVID-19
В рамках ТМ-коммуникации в США могут быть предоставлены все медицинские услуги, в том числе диагностика и лечение COVID-19, корректировка лечения, оказание психологической помощи и т. п. (официальное разъяснение по ссылке).
Введение режимов ограничения свободы передвижения в мировой практике повлекло за собой ожидаемое увеличение спроса на ТМТ. Так, согласно исследованию консалтинговой компании Frost & Sullivan’s, спрос в США в 2020 году вырос на 63,4%. По данным Mckinsey&Company, частота использования ТМТ увеличилась в 38 раз по сравнению с периодом до пандемии.
Это стало возможным еще и потому, что во время COVID-19 власти США приняли ряд нормативных актов, которые упрощают онлайн-коммуникации при оказании медицинской помощи. Например, медицинским работникам было разрешено использовать для общения с пациентами средства аудио- и видеосвязи и популярные приложения (Apple FaceTime, Facebook Messenger video chat, Google Hangouts video, Zoom, Skype).
Однако использование таких каналов коммуникации не должно нарушать правил конфиденциальности информации о пациенте.
Условия соблюдения конфиденциальности следующие:
- общение должно происходить с добросовестными намерениями;
- медицинский работник обязан предупредить пациента о существовании риска утечки персональных данных в связи с использованием «сторонних» приложений.
Приложения, доступные всем пользователям сети и не обеспечивающие приватность общения между врачом и пациентом (Facebook Live, Twitch, TikTok и т. п.), использовать запрещено.
Несмотря на регулирование ТМТ на федеральном уровне, Министерство здравоохранения США также призывает местные власти (штаты) и страховые организации принимать все доступные им меры для обеспечения телекоммуникационной связи между медицинскими работниками и пациентами (рекомендации Минздрава США здесь).
Кроме того, Минздрав США настоятельно советует штатам упростить законодательство о лицензировании с целью обеспечить ТМ-консультации с оптимальным количеством поставщиков услуг связи в период COVID-19. Расходы, связанные с оплатой ТМТ, должны относиться на организации, а не на пациентов. Более того, страховым компаниям разрешено вносить изменения в условия страхования здоровья в части распределения услуг связи с медорганизациями в пользу пациентов (застрахованных лиц). Отметим, что такие правила являются исключением, так как, по общему правилу, менять условия страхования в течение страхового года запрещено.
Однажды в Америке: смертельный случай после телемедицины
ТМТ, бесспорно, упрощают процесс взаимодействия врача и пациента. Однако вопрос их доступности необходимо рассматривать неразрывно с повышением и сохранением качества оказываемых медицинских услуг.
Рассмотрим кейс, произошедший в США, где пациент скончался через час после ТМ-консультации с врачом-терапевтом. 62-летний гражданин с ожирением и травмой лодыжки, перенесший операцию на ногу за 3 недели до ТМ-консультации, во время онлайн-приема сообщил о новом отеке ноги. Врач посоветовал ему поднять ногу, обратиться к ортопеду в течение 24 часов и назначил доплеровское ультразвуковое исследование на тот же день. Однако пациент скончался до назначенного исследования от глубокого венозного тромбоза, который не был диагностирован во время ТМ-консультации.
Такое положение дел стало основанием для предъявления иска к врачу семьей пациента, по мнению которой при правильной постановке диагноза и направлении пациента незамедлительно в больницу его бы удалось спасти.
Кто прав в этой ситуации – разбираться суду, однако стоит сказать об одном – качество медицинских услуг должно сохраняться вне зависимости от способа их предоставления.
ТМТ в России: общий обзор
В России в период пандемии, по данным некоторых изданий, рост спроса на ТМТ в частных клиниках увеличился на 300%.
Несмотря на такие показатели, ситуация с цифровыми возможностями оказания медицинской помощи в России обстоит иначе, чем в США: медорганизации для оказания медицинской помощи с применением ТМТ могут использовать лишь определенные онлайн-платформы с защищенными каналами связи. Так, согласно приказу Минздрава России от 30.11.2017 №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», такими платформами являются:
- ЕГИСЗ;
- государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта России;
- медицинская информационная система медицинской организации;
- иные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.
Возможность применения той или иной информационной системы будет зависеть от формы собственности медицинской организации (подробнее – в статье «Факультета медицинского права» «22 вопроса и ответа о телемедицине на «русском языке», или FAQ (почти во всех смыслах этого слова)»).
В реальности же врачи и пациенты взаимодействуют с помощью более привычных средств (телефонные звонки, WhatsApp, Skype, Zoom и т. п.). Такая практика вызывает логичный вопрос: является ли в России разговор врача и пациента по телефону или с использованием приложений ТМ-консультацией? И что изменилось в этой сфере в период COVID-19?
Регулирование ТМТ в России: сложилось ли «ковидное» право?
ТМТ в России регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 30.11.2017 №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (FAQ о телемедицине в России здесь).
Согласно российскому законодательству в рамках ТМТ возможно проведение консилиумов, консультаций, дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента. Не будет преувеличением сказать, что российская телемедицина – «узница» строгих рамок закона. В настоящее время возможности ТМТ серьезно ограничены:
- установлен запрет на постановку диагноза и назначения лечения без предварительного очного приема пациента;
- оформление медицинской документации осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
- необходимо использование защищенных каналов связи (исключает использование Skype, WhatsApp и т. п. технологий);
- обязательно наличие оборудованных медицинских кабинетов (не офисных помещений).
Таким образом, в РФ не любое онлайн-взаимодействие между врачом и пациентом является телемедициной, а только то, которое соответствует всем установленным законом требованиям.
Единственное, что сейчас можно рассматривать как зарождение «ковидного» права в сфере ТМТ на федеральном уровне, – это проект акта, разработанный Минэкономразвития России. В нем предложено исключить перечисленные запреты в отношении нескольких частных медицинских организаций путем установления экспериментального правового режима (ЭПР) (устанавливается Федеральным законом от 31.07.2020 года №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ»). Однако к предложениям проекта есть ряд как юридических, так и практических вопросов. Подробнее о предлагаемых изменениях в статье.
Относительно регионального регулирования ТМТ отметим, что некоторые субъекты РФ включили телемедицину в территориальные Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи, несмотря на отсутствие их в базовой части программы.
Кроме того, в период пандемии региональные власти также принимали акты в сфере регламентации ТМТ.
Однако ситуация с COVID-19 вынуждает регионы в отсутствие федерального регулирования создавать свое. Так, согласно приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 27.01.2022 №62 «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01.10.2021 №953» с 28 января 2022 года диагноз ОРВИ жителям Москвы может быть установлен при помощи ТМТ: при проведении первичной дистанционной консультации оформляется аудиопротокол с указанием диагноза и степени тяжести, назначается лекарственная терапия. Больничный в таком случае оформляется в электронной форме, без необходимости явки в поликлинику.
Российская практика использования «медицинских» приложений
Рынок IT-услуг в качестве реакции на строгое законодательное регулирование ТМТ предложил пользователям выход. Точнее два вида приложений: приложения агрегаторов (таких как «Яндекс», например) и приложения медицинских организаций, которые наряду с медуслугами в своих клиниках оказывают информационные услуги онлайн.
Таким образом, пользователи российских медицинских приложений не являются получателями медицинских услуг с их помощью, а в большинстве случаев получают услуги информационного характера.
Пандемия COVID-19 еще раз показала востребованность ТМТ как во всем мире, так и в России. Как и любые информационные технологии, они призваны усовершенствовать и упростить взаимодействие врача и пациента. Бесспорно, за ТМТ будущее и их необходимо развивать (в том числе на законодательном уровне) и адаптировать под меняющиеся условия жизни.
Однако напомним, что изменения должны быть качественными, а главное – своевременными. Поэтому любые трансформации законодательства в сфере ТМТ, будь то введение экспериментальных режимов или внесение изменений в действующее законодательство, должны происходить вовремя, при широкой поддержке экспертного сообщества и с использованием накопленного опыта, в том числе зарубежных стран. Право вообще создано для того, чтобы быстро реагировать на изменения базовых условий жизни. Иначе что тогда будет показателем его эффективности?

Так, например, Департамент здравоохранения города Москвы 06.04.2020 издал приказ №356 «О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы», в соответствии с которым создан Телемедицинский центр для предоставления дистанционной консультативной медицинской помощи пациентам с подтвержденным COVID-19.
«Яндекс.Здоровье» – приложение-агрегатор.
Не оказывает пользователю медицинские услуги, а лишь позволяет обратиться за получением консультаций и (или) информационных услуг к партнерам «Яндекса». Так, согласно п. 2.3.2 условий использования сервиса консультации оказываются пользователю в соответствии с договором возмездного оказания медицинских услуг, заключаемым между партнером «Яндекса» и пользователем. Текст договора доводится до сведения пользователя перед обращением за получением консультации у партнера «Яндекса». Согласно п. 2.3.3 аналогичным образом оказываются информационные услуги. В результате при использовании «Яндекс.Здоровья» пользователь еще не знает, какие услуги и на каких условиях он приобретает, все зависит от конкретного партнера «Яндекса». Полный текст условий использования сервисов «Яндекс Здоровье» доступен здесь.
«Теледоктор 24» – сервис медицинской организации (портал «все.онлайн»).
Предоставляет пользователям дистанционные информационные услуги медицинского характера. Согласно п. 3 договора публичной оферты оказания дистанционных информационных услуг медицинского характера услуги сервиса не предполагают постановки диагноза, определения метода рекомендуемого лечения, прогнозирования развития болезни и не предполагают оказание медицинской помощи и (или) медицинских услуг. Услуги направлены исключительно на информирование пользователя о его правах в области здравоохранения и носят справочно-информационный характер. При этом ООО «Теледоктор 24» имеет лицензию на меддеятельность, что не исключает возможности информирования пользователей о предоставляемых медицинских услугах и их последующего получения очно.