Вверх
Оставить отзыв
Только для врачей

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», стартовавший в 2019-м, в этом году успешно завершается

/

В Госдуме проконтролируют организацию и оказание онкопомощи в регионах. Результаты опросов врачей и пациентов будут визуализированы на интерактивной карте

/

В Госдуме запустили проект общественного контроля работы онкослужбы «Онкомонитор»

/

Вышел в свет первый выпуск экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии»

/

В реанимацию могут не пустить братьев пациента, опекунов и детей до 14 лет. Больницы не обязаны выполнять эти требования, поясняет эксперт

/

Как устроена диагностика в системе ОМС, как развивается онкодиагностика, как упростить взаимодействие частной и государственной медицины?

/

«К заключениям из частных клиник относятся крайне скептически» Что нужно знать об отсрочке от мобилизации по болезни?

/

Сколько стоит честь врача? Недорого. О перспективах защиты медработниками чести и достоинства в суде

/

На раке решили не экономить. ФФОМС попробует отказаться от оплаты высокотехнологичного лечения онкологии по тарифам, утвержденным Минздравом РФ

/

«Осуждение врачей за убийство войдет в историю». Дело работников калининградского роддома плачевно скажется на всей отрасли здравоохранения

/

Применение препаратов off-label у детей «формально заморожено» до вступления в силу клинических рекомендаций и стандартов медпомощи

/

А полечилось как всегда. Закон о назначении детям «взрослых» препаратов дал неожиданный побочный эффект

/

Как в России лечат рак молочной железы? Минздрав России опубликовал новые стандарты медицинской помощи при раке молочной железы у взрослых

/

ФСБ расследует «финансирование» российских медработников иностранными фармкомпаниями

/
Онкодиагностика
28 декабря 2021
2418

Место и статус молекулярно-генетических исследований в системе правового регулирования

Автор: «Факультет медицинского права»
Место и статус молекулярно-генетических исследований в системе правового регулирования
Молекулярно-генетические исследования (МГИ) – одна из основ персонализированного подхода в лечении онкологических пациентов. В последние годы они нашли свое отражение в некоторых действующих нормативных правовых актах и территориальных программах госгарантий. Однако практика показывает, что этого недостаточно для полноценного развития отрасли. Более того, некоторые положения законодательства препятствуют полноценному внедрению молекулярно-генетического тестирования в рутинную онкологическую практику. В настоящей статье детально рассмотрим правовую регламентацию подобных исследований в РФ, а также те ограничения закона, которые препятствуют их развитию и применению для широкого круга пациентов.

МГИ в Номенклатуре медицинских услуг

МГИ позволяют применять персонализированный подход к лечению пациентов со злокачественными новообразованиями и тем самым помогают выбрать наиболее эффективную терапию, увеличивающую шансы на положительную динамику течения заболевания.

Проведение МГИ на наличие мутаций в определенных генах предусмотрено Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н (далее – Номенклатура № 804н).

Номенклатура № 804н содержит обобщенные наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медуслуг не является исчерпывающим. Например, в нем отсутствует современный диагностический метод высокопроизводительного секвенирования NGS.

Однако отсутствие медицинской услуги в Номенклатуре № 804н не означает невозможности ее оказания, согласно позиции Минздрава в письме от 04.07.2018 № 17-2/10/2-4323. Регулятор указал, что  это также не свидетельствует о сомнительном правовом статусе самой медицинской услуги, но влечет за собой определенные последствия (подробнее вопрос существующих барьеров на пути широкого внедрения МГИ в правовое поле рассмотрен в статье «Молекулярно-генетические исследования в рамках ОМС: реальность или будущее?»).

При этом, как сообщается в письме Минздрава от 27.07.2021 № 17-4/3248 (ответ на обращение фонда поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»), в настоящее время осуществляется комплексная переработка Номенклатуры № 804н.

МГИ в клинических рекомендациях

При разработке клинических рекомендаций должны быть указаны только те медицинские услуги, которые содержатся в Номенклатуре № 804н.  Клинические рекомендации, в свою очередь, служат основой для разработки стандартов медицинской помощи.

Таким образом, в стандарт могут войти только те услуги, которые включены в Номенклатуру № 804н, указанное также закреплено в порядке разработки стандартов медицинской помощи, установленном приказом Минздрава России от 08.02.2018 № 53н (далее – приказ № 53н). Более того, включение услуг по проведению МГИ в стандарты медицинской помощи и тарифы системы ОМС возможно только при условии, что эти МГИ предполагают использование тестов, прошедших процедуру государственной регистрации.

В настоящее время не все клинические рекомендации по онкологическим нозологическим единицам предусматривают проведение МГИ.

Порядок пересмотра клинических рекомендаций установлен в приказе Минздрава России от 28.02.2019 № 103н (далее – приказ № 103н), согласно которому они подлежат пересмотру не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в 6 месяцев. Обновление Номенклатуры № 804н в отличие от клинических рекомендаций законодательством не регулируется.

МГИ в стандартах медицинской помощи

Отдельно стоит рассмотреть положение МГИ в стандартах медицинской помощи. Согласно приказу № 53н стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе соответствующих клинических рекомендаций не позднее чем через 6 месяцев после их размещения на официальном сайте Минздрава.

Предложения по разработке проекта стандарта вносятся в Минздрав России главными внештатными специалистами Минздрава, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, ФФОМС, департаментами Минздрава.

Включение в проект стандарта медицинских услуг осуществляется с учетом их наличия в клинических рекомендациях.

В настоящее время ведется большая работа по пересмотру и принятию новых стандартов, связанных с оказанием онкологической помощи. В стандартах медицинской помощи нового поколения медицинские услуги по исследованию генов встречаются гораздо чаще, чем в утвержденных в 2012 году стандартах по аналогичным нозологическим формам.

Отметим, что проведение МГИ возможно и в рамках программы ОМС (об этом подробнее в статье «Молекулярно-генетические исследования в рамках ОМС: реальность или будущее?»).

МГИ и ОМС

Отметим, что и федеральная, и региональные программы ОМС содержат упоминание о проведении МГИ.

Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – постановление № 2299) предусматривает оплату МГИ и патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии.

Региональные программы государственных гарантий содержат аналогичные сведения.

Исследование региональных тарифных соглашений показало, что они могут предусматривать услуги, не поименованные в Номенклатуре № 804н (например, МГИ мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 методом NGS). Однако это скорее исключение из правил, поскольку наблюдается тенденция к тому, что не включенные в Номенклатуру № 804н услуги не будут включаться в тарифы медпомощи. В частности, позиция руководителя ЦЭККМП Минздрава России В.В. Омельяновского подтверждает данный вывод: «исследование должно быть включено в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи, включение новых услуг подразумевает разработку технологической карты; для расчета стоимости услуги они должны быть включены в номенклатуру медицинских услуг».

Правила проведения МГИ

При анализе регулирования МГИ особо стоит отметить проблему, связанную с правилами их проведения. Приказом Минздрава России от 18.05.2021 № 464н были утверждены Правила проведения лабораторных исследований (далее – приказ № 464н), согласно которым МГИ отнесены к числу клинических лабораторных исследований.

Приказом № 464н определено место МГИ в системе действующего правового регулирования: МГИ не признаются самостоятельным видом диагностических исследований, а значит, отдельного нормативного правового акта по правилам проведения МГИ принято не будет.

Указанный правовой статус МГИ означает, что они должны осуществляться в полном соответствии с Правилами проведения лабораторных исследований (далее – Правила).

Недостаток Правил заключается в том, что они не учитывают специфику МГИ. Ограничиваясь простым перечислением МГИ в числе других клинических лабораторных исследований, регулятор не счел необходимым более подробно описать условия применения этих передовых методов диагностики: в Правилах отсутствуют какие-либо нормы, отражающие особенности проведения МГИ, не принято и отдельное приложение к Правилам, которое регламентировало бы осуществление МГИ.

Имеются основания полагать, что такое положение МГИ в системе лабораторных исследований не лучшим образом повлияет на развитие этой области диагностики в Российской Федерации.

Анализ современного российского законодательства показал, что проведение МГИ, несомненно, осуществляется в рамках правового поля, а использование тех или иных методов МГИ регламентировано на нескольких уровнях в документах разных видов.

Однако, несмотря на то, что сфера МГИ активно развивается, на практике все чаще указанные исследования проводятся при выборе тактики лечения пациентов, с правовой точки зрения данная область регулируется недостаточно. Нормативная база не позволяет в полной мере проводить МГИ при оказании пациентам медицинской помощи, в том числе по программам ОМС. Ранее нашими специалистами был проведен анализ законодательства США и России сферы применения диагностических решений IVD, LDT, RUO.

telegram protivrakaru

Вместе с тем в Номенклатуре № 804н нет единого подхода к обозначению услуг МГИ.

В ряде случаев описание МГИ содержит указание на метод исследования (биоматериал при этом конкретизирован не везде):

  • молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене EGFR в крови методом ПЦР;
  • молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене NPM1 методом секвенирования;
  • молекулярно-генетическое исследование транслокации t(15;17) в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH).

В других описаниях МГИ в Номенклатуре № 804н конкретизируется только исследуемый материал без указания на метод исследования:

  • молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене APC в крови;
  • молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене KRAS
    в биопсийном (операционном) материале;
  • молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене EGFR в цитологических образцах.

В частности, клиническими рекомендациями «Рак щитовидной железы» (возрастная категория – дети) всем пациентам при подозрении на наследственную форму заболевания, а также всем пациентам с медуллярным раком рекомендован прием (осмотр, консультация) врача-генетика и проведение МГИ «мутаций в гене Ret в крови», МГИ «мутации V600 BRAF, p53» для уточнения патогенеза заболевания.

В отдельных клинических рекомендациях указывается на проведение МГИ методом NGS. Например, согласно клиническим рекомендациям «Рак поджелудочной железы» всем пациентам рекомендуется МГИ «мутаций в генах BRCA1, BRCA2 и PALB2 в крови или опухолевой ткани». Также указывается, что «учитывая крайне низкую чувствительность существующих тест-систем на основе ПЦР, следует отдать предпочтение NGS».

Например, стандарт медицинской помощи детям при меланоме кожи и слизистых оболочек (приказ Минздрава России от 17.02.2021 № 100н) предусматривает применение такого диагностического метода, как МГИ мутаций в гене BRAF в биопсийном (операционном) материале. В качестве медицинской услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением МГИ мутаций в гене EGFR в биопсийном (операционном) материале указано в разделе 2 стандарта медицинской помощи взрослым при злокачественном новообразовании бронхов и легкого (диагностика и лечение), утвержденного приказом Минздрава России от 13.04.2021 № 347н. Аналогичная медицинская услуга включена в стандарт первичной медико-санитарной помощи взрослым при опухолях невыявленной первичной локализации (диагностика), утвержденный приказом Минздрава России от 09.03.2021 № 173н.

В качестве примера можно привести:

  • постановление Правительства Москвы от 30.12.2020 № 2401-ПП «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
  • постановление Правительства Московской области от 29.12.2020 № 1050/43 «О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
  • закон Санкт-Петербурга «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно Правилам МГИ могут проводиться только в клинико-диагностических лабораториях третьего уровня. Причем изначально стандарт оснащения такой лаборатории предусматривал только секвенатор нуклеиновых кислот ИВД для осуществления

Однако позже в документ были внесены правки, в соответствии с которыми в лабораториях третьего уровня предусмотрен секвенатор нового поколения. При этом стоит примечание, указывающее на необходимость наличия одной из указанных выше позиций. В новой редакции Правила начнут действовать с марта 2022 года.

Колонка редакции
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства

В конце мая 2024 года Верховный суд подтвердил: выдавать онкологическим больным противоопухолевые препараты для лечения на дому законно. Речь идет о лекарствах, которые назначаются и оплачиваются по системе ОМС.

Как шли суд да дело

Коротко история выглядит так. Кировский ТФОМС проверял Кирово-Чепецкую ЦРБ в плане правильности расходования средств. При этом были выявлены нарушения: больница в рамках оказания медпомощи по ОМС выдавала противоопухолевый препарат онкопациентам для самостоятельного приема на дому. Однако изначально препараты приобретались медорганизацией за счет средств ОМС для лечения в условиях дневного стационара в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП).

ТФОМС потребовал от ЦРБ вернуть якобы израсходованные нецелевым образом денежные средства и оплатить штраф на эту же сумму. По мнению ТФОМС, выдача пациенту на руки лекарств возможна, но только если это региональный льготник, а препарат закуплен за счет регионального бюджета. В рамках же медпомощи по ОМС выдавать лекарства на дом нельзя. К тому же врач должен быть уверен в том, что больной действительно принимает лекарство, и наблюдать за его состоянием. В дневном стационаре это делать можно, а вот на дому нет.

Требование фонда медицинская организация добровольно не исполнила. Начались судебные разбирательства. И вот почти через два года после проверки Верховный суд встал на сторону лечебного учреждения.

Все суды, куда обратилась Кирово-Чепецкая ЦРБ, сочли доводы ТФОМС несостоятельными. Медицинская помощь оказана в отношении онкозаболевания, включенного в базовую программу ОМС, а сам препарат входит в Перечень ЖНВЛП. Обоснованность назначения лекарства во всех случаях неоспорима. Переведенные на амбулаторное лечение пациенты получили препараты на весь курс терапии еще в момент нахождения на лечении в ЦАОП и ознакомлены с правилами приема. Более того, все они ежедневно связывались с врачом ЦАОП по телефону либо видеосвязи.

Поскольку это уже не первая подобная ситуация, есть надежда, что проблема, с которой много лет сталкиваются онкобольные в разных субъектах РФ, начала решаться.

История из прошлого

Напомним, что ранее (в марте 2023 года) внимание к данной теме проявил Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края. Там предложили внести поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и легализовать практику оплаты по ОМС таблетированного лечения онкозаболеваний в дневных стационарах. Региональные парламентарии руководствовались тем, что обеспечить лекарствами всех нуждающихся онкобольных только за счет регионального бюджета, без финансового участия системы ОМС, не получается. Тогда поводом к рассмотрению ситуации стали многочисленные штрафы, наложенные аудиторами системы ОМС на региональный онкодиспансер. Там выдавали таблетированные препараты, закупленные за счет средств ОМС, пациентам, которые числились на лечении в дневном стационаре, но по факту принимали таблетки дома.

Здесь суд тоже встал на сторону клиники, а не страховщиков. Возможность существования однодневного стационара, где за один день пациенту назначают противоопухолевую терапию, выдают лекарства на руки и отпускают домой до конца курса лечения, была легализована. Однако важно, чтобы врач ежедневно контролировал состояние пациента по доступным средствам связи. Подробнее о ситуации и решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа рассказано в материале второго номера экспертно-аналитического вестника «ЭХО онкологии».

Денег не хватает

В первом выпуске журнала «ЭХО онкологии» эксперты обратили внимание на один момент.

В России действует порядок льготного лекарственного обеспечения пациентов на амбулаторном этапе, однако финансовых средств на региональные льготы многим субъектам РФ явно не хватает.

Видимо, данное обстоятельство и привело к тому, что деньги ОМС используются для лекарственного обеспечения пациентов, в том числе онкологических, через дневной стационар.

Федеральный фонд ОМС и Минздрав России неоднократно отмечали, что с 2019 года в регионах пошли сокращения трат на закупку противоопухолевых лекарств. Тогда началась реализация федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями», под который кратно вырос бюджет ОМС. Для финансистов системы здравоохранения источник оплаты того или иного вида медпомощи, конечно же, принципиален. Но пациенты не должны становиться крайними в спорах о том, кто и за что должен платить.

Что касается дистанционного врачебного наблюдения, то в век цифровых технологий это вообще не проблема. Телефон, СМС, мессенджеры, видеосвязь избавляют ослабленных болезнью и лечением онкопациентов от необходимости ежедневно посещать дневной стационар, чтобы получить таблетку.

Лед тронулся?

Казалось бы, решение Верховного суда по делу Кирово-Чепецкой ЦРБ может стать переломным моментом в устранении данной финансово-правовой коллизии. И все-таки созданный судебный прецедент – это еще далеко не полное и окончательное решение задачи по распределению бремени между разными источниками финансирования онкослужбы. Вряд ли можно предлагать регионам управлять ситуацией «вручную», всякий раз обращаясь в суд. Проблему надо решать системно.

Скорее всего, поиск такого решения по справедливому финансовому обеспечению лекарственной помощи онкопациентам на амбулаторном этапе лечения будет продолжен. Один из возможных вариантов – разработать в системе ОМС отдельный тариф на проведение таблетированной противоопухолевой терапии в амбулаторных условиях. И соответственно, исключить данный раздел из системы регионального льготного лекобеспечения.

Также неплохо бы увеличить срок, на который пациенту выдают лекарства после выписки из стационара для продолжения терапии на дому. Сейчас, согласно приказу Минздрава РФ № 1094н, таблетированные препараты разрешено выдавать на руки только на 5 дней. Теоретически этот срок можно продлить с учетом продолжительности курса противоопухолевой терапии. Нужно лишь продумать механизм компенсации этих расходов лечебным учреждениям.

Другой вариант – транслировать в регионы опыт Москвы. При назначении лекарства больному сахарным диабетом и муковисцидозом тот получает компенсационную выплату на приобретение препаратов для лечения в амбулаторных условиях. Это происходит в том случае, когда препарат отсутствует в аптечном сегменте, осуществляющем льготное лекобеспечение. Выплата производится из средств регионального бюджета. Почему бы не принять аналогичное решение в масштабах страны в отношении онкобольных?

Задача поставлена, способы решения предложены. Какой из них выберут законодатели и регулятор, покажет время.

19/06/2024, 14:06
Комментарий к публикации:
Неважно, откуда деньги, – дайте лекарства
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Выявил – лечи. А нечем
Выявил – лечи. А нечем
Данные Счетной палаты о заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО), основанные на информации ФФОМС, не первый год не стыкуются с медицинской статистикой. Двукратное расхождение вызывает резонный вопрос – почему?

Государственная медицинская статистика основана на данных статформы № 7, подсчеты  ФФОМС — на первичных медицинских документах и реестрах счетов. Первые собираются вручную на «бересте» и не проверяются, вторые — в информационных системах и подлежат экспертизе. Многие специалисты подтверждают большую достоверность именной второй категории.

Проблема в том, что статистика онкологической заболеваемости не просто цифры. Это конкретные пациенты и, соответственно, конкретные деньги на их диагностику и лечение. Чем выше заболеваемость, тем больше должен быть объем обеспечения социальных гарантий.

Но в реальности существует диссонанс — пациенты есть, а денег нет. Субвенции из бюджета ФФОМС рассчитываются без поправки на коэффициент заболеваемости. Главный критерий — количество застрахованных лиц. Но на практике финансирования по числу застрахованных недостаточно для оказания медпомощи фактически заболевшим. Федеральный бюджет не рассчитан на этот излишек. И лечение заболевших «сверх» выделенного финансирования ложится на регионы.

Коэффициент заболеваемости должен учитываться при расчете территориальных программ. Однако далее, чем «должен», дело не идет — софинансирование регионами реализуется неоднородно и, скорее, по принципу добровольного участия. Регионы в большинстве своем формируют программу так же, как и федералы, — на основе количества застрахованных лиц. Налицо знакомая картина: верхи не хотят, а низы не могут. Беспрецедентные вложения столицы в онкологическую службу, как и всякое исключение, лишь подтверждают правило.

Этот острый вопрос как раз обсуждался в рамках круглого стола, прошедшего в декабре 2023 года в Приангарье. Подробнее см. видео в нашем Telegram-канале.

При этом ранняя выявляемость ЗНО является одним из целевых показателей федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Налицо асинхронность и алогичность в регулировании всего цикла: человек — деньги — целевой показатель.

Рост онкологической выявляемости для региона — ярмо на шее. Выявил — лечи. Но в пределах выделенного объема финансовых средств, которые не привязаны к реальному количеству пациентов. «Налечить» больше в последние годы стало непопулярным решением, ведь законность неоплаты медицинскому учреждению счетов сверх выделенного объема неоднократно подтверждена судами всех инстанций. Поэтому данные ФФОМС говорят о количестве вновь заболевших, но не об оплате оказанной им медицинской помощи.

Демонстрация реальной картины заболеваемости повлечет больше проблем, нежели наград. Такие последствия нивелирует цели мероприятий, направленных на онконастороженность и раннюю диагностику. Это дополнительные финансовые узы в первую очередь для субъектов Российской Федерации.

ФФОМС нашел способ снять вопросы и убрать расхождение: с 2023 года служба предоставляет Счетной палате данные официальной медицинской статистики. Однако требуются и системные решения. Стоит рассмотреть альтернативные механизмы распределения финансирования и введение специальных коэффициентов для оплаты онкопомощи. И, конечно же, назрел вопрос об интеграции баз данных фондов ОМС, медицинских информационных систем, ракового регистра и др. Пока что это происходит только в некоторых прогрессивных регионах.

26/01/2024, 14:27
Комментарий к публикации:
Выявил – лечи. А нечем
Габай Полина Георгиевна
Габай Полина Георгиевна
Шеф-редактор
Битва за офф-лейбл продолжается
Битва за офф-лейбл продолжается
Вчера в «регуляторную гильотину» (РГ) поступил очередной проект постановления правительства, определяющий требования к лекарственному препарату для его включения в клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи в режимах, не указанных в инструкции по его применению. Проще говоря, речь о назначениях офф-лейбл. Предыдущая редакция документа была направлена на доработку в Минздрав России в феврале этого года.

Это тот самый документ, без которого тема офф-лейбл никак не двигается с места, несмотря на то, что долгожданный закон, допускающий применение препаратов вне инструкции у детей, вступил в силу уже более года назад (п. 14.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вступить-то он вступил, но вот только работать так и не начал, потому что до сих пор нет соответствующих подзаконных нормативных актов. Подчеркнем, что закон коснулся только несовершеннолетних, еще более оголив правовую неурегулированность, точнее теперь уже незаконность, взрослого офф-лейбла. Но и у детей вопрос так и не решен.

Один из необходимых подзаконных актов был принят одновременно с законом – это перечень заболеваний, при которых допускается применение препаратов офф-лейбл (распоряжение Правительства от 16.05.2022 №1180-р). В перечень вошел ряд заболеваний, помимо онкологии, – всего 21 пункт.

А вот второй норматив (требования, которым должны удовлетворять препараты для их включения в стандарты медпомощи и клинические рекомендации) разрабатывается Минздравом России уже более года. Именно его очередная редакция и поступила на днях в систему РГ.

Удивляют годовые сроки подготовки акта объемом от силы на одну страницу. С другой стороны, эта страница открывает дорогу к массовому переносу схем офф-лейбл из клинических рекомендаций в стандарты медпомощи и далее в программу госгарантий. По крайней мере, в детской онкогематологии такие назначения достигают 80–90%. А это означает расширение финансирования, хотя скорее больше просто легализацию текущих процессов.

В любом случае для регулятора это большой стресс, поэтому спеха тут явно не наблюдается. Да и вообще решение вопроса растягивается, оттягивается и переносится теперь уже на 1 сентября 2024 года. Именно этот срок предложен Минздравом для вступления акта в силу. Еще в февральской редакции норматива речь шла о 1 сентября 2023 года, что встретило несогласие экспертов РГ. Причина очевидна – сам закон вступил в силу 29 июня 2022 года и дальнейшие промедления в его реализации недопустимы.

Что касается самих требований, то надо сказать, что в нынешней редакции они много лучше февральских, но тоже несовершенны. Не будем вдаваться в юридические нюансы: они будут представлены в РГ.

А в это время… врачи продолжают назначать препараты офф-лейбл, так как бездействие регулятора не может служить основанием для переноса лечения на 1 сентября 2024 года.

Ранее мы уже писали о проблеме офф-лейбл в других материалах фонда:

«Oфф-лейбл уже можно, но все еще нельзя»;

«Off-label или off-use?».

12/07/2023, 11:50
Комментарий к публикации:
Битва за офф-лейбл продолжается
Страница редакции
Обсуждение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Актуальное
все