Правовая регламентация оплаты повторных МГИ
Повторные МГИ могут проводиться по причинам устаревания, утери первичного биологического материала, некачественного биоматериала или недостаточности опухолевой ткани в нем.
В правилах проведения лабораторных исследований (приказ Минздрава России от 18.05.2021 № 464н) указано, что МГИ относятся к клиническим лабораторным исследованиям. При этом особого нормативного регулирования проведения МГИ не предусмотрено, а вопрос проведения повторных исследований не отражен. В свою очередь оплата в рамках ОМС случаев повторного проведения исследований осуществляется как при первичных исследованиях.
Оплата МГИ зависит от объема предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, который установлен решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Проблемы же могут возникнуть в случае, если медицинская организация выйдет за пределы распределенного объема предоставления медпомощи.
Так, повторное исследование в связи с устареванием первично взятого биологического материала (происходит, как правило, не ранее 10 лет) не способно повлиять на превышение объемов предоставления медицинской помощи. Во-первых, исследование фактически является первичным как в отчетном месяце, так и в принципе за все время для некоторых медорганизаций. Во-вторых, на практике оно не несет никаких дополнительных затрат.
В свою очередь, при проведении повторного МГИ из-за некачественного первичного биологического материала или недостаточности опухолевой ткани в нем, а также в связи с его утерей у клиники действительно могут возникать дополнительные затраты в случае, если первичное МГИ также проводилось в ней. «Временной разрыв» между исследованиями, как правило, небольшой. Также к медицинской организации возможно применение штрафа в результате признания невозможности проведения первичного МГИ оказанием медицинской помощи ненадлежащего качества (в случае утери или некачественного первичного биологического материала).
Говоря о перспективах регулирования вопроса проведения повторных исследований в части установления отдельных тарифов, полагаем, что их оплата по тарифам, отличным по стоимости от тарифов на проведение первичных МГИ, будет выглядеть необоснованной, поскольку реальные затраты на проведение МГИ и в первом, и во втором случаях ничем не отличаются.
Правовая регламентация оплаты повторных биопсий
Выводы и рекомендации относительно оплаты повторных МГИ в полной мере применимы и к вопросу об оплате повторных биопсий. Это связано с тем, что правовое регулирование данной сферы также отсутствует. Так, номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н (далее – Номенклатура № 804н), проведение повторных биопсий не установлено в качестве отдельной медуслуги.
Вместе с тем с марта 2020 года в Номенклатуру № 804н внесены медицинские услуги по оценке, интерпретации и описанию результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала пяти категорий сложности, а также указанные медуслуги с использованием телемедицинских технологий.
Предполагаем, что данные позиции были введены для возможности тарификации медицинских услуг при проведении патолого-анатомических исследований в референс-центрах. При этом на практике эти медуслуги оказывают все патолого-анатомические бюро (отделения) вне зависимости от уровня учреждения.
Полагаем, что повторная биопсия (как услуга по взятию биологического материала) должна эффективно оплачиваться, как и первичная биопсия, поскольку реальные затраты медицинского учреждения на получение биопсийного материала в обоих случаях будут одинаковы.
Объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС на основании ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 326-ФЗ).
Согласно ст. 39 федерального закона № 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу при условии соблюдения ч. 10 ст. 36 в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта РФ, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС.
Структура патолого-анатомических бюро (отделений) была дополнена четвертой группой в марте 2019 года (согласно изменениям в приказе Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «О Правилах проведения патолого-анатомических исследований»).
Референс-центрами стали патолого-анатомические бюро (отделения), обеспечивающие путем информационного взаимодействия, в том числе проведения консультаций с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой, оценку, интерпретацию и описание результатов иммуногистохимических, патоморфологических, молекулярно-генетических исследований, выполняемых в иных медицинских организациях. При этом референс-лаборатории организуются на базе патолого-анатомического бюро (отделения) первой или второй группы в медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти.
В 2021 году упоминание о референс-центрах появилось в новом порядке оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях (утв. приказом Минздрава России от 19.02.2021 № 116н). Так, в сложных клинических случаях, а именно в случае невозможности установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания, врач-онколог направляет цифровые изображения и биопсийный материал для уточнения диагноза в референс-центр.