Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим документы, регулирующие организацию и оказание медицинской помощи в России (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации).
Порядки оказания помощи: гистологическая верификация обязательна
Оба порядка оказания помощи онкопациентам – действующий и новый, еще не вступивший в силу, – говорят, что для постановки онкологического диагноза (в том числе диагноза РПЖ) необходима обязательная гистологическая верификация.
Клинические рекомендации: окончательный диагноз без гистологии ставить нельзя
Гистологическая верификация требуется и согласно клиническим рекомендациям «Рак предстательной железы» для взрослых. Из документа следует, что наличие РПЖ врач может констатировать по признакам, выявленным в рамках иных исследований, однако без результатов гистологического исследования окончательный диагноз РПЖ ставить недопустимо.
Риски для медицинской организации и врача
Во-первых, если диагноз РПЖ не верифицирован гистологически, медицинская организация и врач, оказывая медицинскую помощь, могут понести юридическую ответственность (ответственность может быть как административной и гражданско-правовой, так и уголовной при некоторых обстоятельствах). Важно, что этот риск существует, даже если диагностика/лечение не имели никаких отрицательных последствий для здоровья пациента, – даже в этом случае медицинская помощь может быть признана некачественной и небезопасной. На каком основании это может быть сделано? Некачественной и небезопасной может быть признана медицинская помощь, если при ее оказании были нарушены положения тех документов, о которых шла речь выше: порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций.
Во-вторых, если медицинская организация в рамках ОМС оказала пациенту помощь по поводу РПЖ, а этот диагноз не был предварительно верифицирован гистологически, то существует высокий риск неоплаты такой помощи. Дело в том, что биопсия опухоли с морфологическим исследованием при установлении диагноза прямо названа одним из критериев качества специализированной медицинской помощи взрослым при злокачественном новообразовании предстательной железы (C61). Иначе говоря, если будет проведена экспертиза качества медицинской помощи в рамках ОМС, то невыполнение биопсии при постановке диагноза РПЖ может быть признано нарушением.
Таким образом, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике, если пациент отказался от проведения биопсии для верификации диагноза РПЖ, оказывать ему медицинскую помощь по поводу РПЖ нельзя.
В этом случае необходимо:
- информировать пациента о том, с какой целью проводится патоморфологическое исследование (оно необходимо для постановки диагноза);
- объяснить пациенту юридические последствия отказа от патоморфологического исследования (ему будет отказано в дальнейшем лечении по поводу РПЖ, поскольку у медицинской организации не будет правовых оснований для оказания такой помощи);
- если пациент, несмотря на полученную информацию, отказывается от проведения патоморфологического исследования, такой отказ обязательно должен быть получен в письменной форме с указанием на то, что пациент ознакомлен с последствиями отказа и т. д.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская помощь должна организовываться и оказываться:
- в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи;
- в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;
- на основе клинических рекомендаций (но нужно помнить, что переход к оказанию помощи в строгом соответствии с клиническими рекомендациями будет постепенным: он начнется с 1 января 2022 года и завершится 1 января 2024 года. С этого дня обязательными для применения станут все клинические рекомендации);
- с учетом стандартов медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утв. приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утв. приказом Минздрава России от 19.02.2021 № 116н (документ еще не вступил в силу).
Одобрены Научно-практическим советом и утверждены Минздравом в 2021 году.
В п. 3.2.19 Критериев оценки качества медицинской помощи, утв. приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» пациент (его законный представитель) имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства пациенту (законному представителю) в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.